Ирина Архипова: «Свиридов сказал мне: «Лапоть дорогой, не те слова поешь»

Последнее интервью Ирины Архиповой

Интервью, которое Ирина Константиновна дала «Труду» полтора месяца назад накануне своего 85-летия, оказалось последним большим ее выступлением в прессе. Тогда не все поместилось на газетной странице, сегодня мы публикуем эти фрагменты.

 — Ни разу за вашу звездную карьеру не пожалели, что предпочли устойчивому ремеслу архитектора рискованную славу артистки?

— Ни разу. Кстати, я не «могла бы стать архитектором», а стала им, работала в архитектурной мастерской «Центрального Военпроекта».

— Легендарного советского архитектора Ивана Жолтовского знали?

— Иван Владиславович был нашим кумиром в Московском архитектурном институте. Он, сам о том не подозревая, сыграл решающую роль в повороте моей судьбы: пригласил в наш институт вести вокальный кружок Надежду Матвеевну Малышеву. По сей день считаю: всем, что я умею в пении, обязана именно Надежде Матвеевне, моему дорогому педагогу. А Иван Владиславович, услышав о моих успехах, дал мне прозвище «институтская примадонна».

— Однажды, говорят, вы перепутали слова в романсе Георгия Свиридова, который сам вам аккомпанировал.

— Он прямо на сцене сказал: «Лапоть мой дорогой, не те слова поешь»: И мы начали снова.

— Что это был за человек?

— Георгий Васильевич Свиридов был личностью исключительного масштаба. Думаю, мы все еще до конца не осознали, кто был нашим современником и с кем мы имели счастье общаться. Ощущение такое, что он, как теперь принято говорить, «транслировал» нам некие высшие истины и откровения. Энциклопедически образованный, в совершенстве знающий русскую историю, культуру, литературу, для меня он — пример национального гения, в том же ряду, что Пушкин, Чайковский, Рахманинов: А в человеческом плане — сложный, ершистый, не всегда справедливый в оценках, бескомпромиссный и исключительно честный. Ну, а по поводу сложности — человек такого масштаба простым и удобным быть просто не может. Его музыку последующие поколения еще будут и будут открывать, поражаясь ее глубине.

— У вас был ритуал при выходе на сцену? Или просто крестились, молитву читали? Чего категорически нельзя в день выступления?

— По поводу молитвы — вы забываете, что я, как и все мое поколение, получила атеистическое воспитание. Ритуала особого не было. Была всегда сосредоточенна. Категорически нельзя отвлекаться ни на что — на посторонние разговоры, суету: расплескаешь энергию. Поэтому меня легко могла вывести из себя любая неурядица с костюмом, или не вовремя раздавшийся телефонный звонок, или приставание с ненужным разговором. Я буквально взрывалась! Сейчас иногда думаю — может, просто перед выступлением был нужен дополнительный адреналин? Шучу, конечно.