Нелегал на BMW и с полномочиями

Послесловие к воскресному ЧП на правительственной трассе

Воскресным утром в Москве на Кутузовском проспекте гражданин Азербайджана на BMW сбил сразу трех сотрудников ДПС. То есть ехал мигрант, к тому же без должной регистрации пребывающий на российской территории, по правительственной трассе на очень недешевой иномарке, разогнался, и… Почти обычная история.

Из ряда других ее выделяет одно обстоятельство: как выяснила дорожная полиция, за последний год этот гражданин Азербайджана шесть раз привлекался к административной ответственности за такие грубые нарушения ПДД, как езда без госномеров, нарушение правил перевозки пассажиров и превышение скорости. Из чего следует, что до нынешнего, седьмого (!) случая законность его пребывания на российской территории ни разу не проверялась. В Европе или США подобного «гостя» после первого же грубого нарушения местных законов выдворили бы из страны с волчьим билетом – и он не представлял бы опасности на дороге.

У нас почему-то не так. В России мигрант – это какой-то ВИП-раб. С одной стороны, все им помыкают, унижают, грабят, содержат в скотских условиях – и одновременно дорожат, как особой ценностью. Ибо пусть эта корова не священная, но очень высокоудойная.

Буквально накануне губернатор Тульской области Владимир Груздев рассказал: официальная зарплата мигрантов-дворников в Туле составляет 90 тысяч руб­лей – при среднем заработке по области 20 тысяч. Но когда попытались найти этих толстосумов с метлами, то не обнаружили ни одного. Из чего следует вывод: завидные дворницкие зарплаты – лишь ширма для обналичивания и присвоения бюджетных денег, выплачиваемых городом за уборку территории.

А руководитель управления Федеральной миграционной службы по Москве Ольга Кириллова добавила в эту картину новую краску: оказывается, по официальным бумагам в Россию почти не завозятся мигранты-разнорабочие, а сплошь высококвалифицированные специалисты. Ибо по нашему законодательству работодатель, привлекающий из-за рубежа таких ценных людей (с зарплатой не менее 2 млн рублей в год), пользуется ощутимыми налоговыми льготами. А ФМС, выдающая разрешения на приезд «уникумов», не имеет права на проверку достоверности информации о запрашиваемых «специалистах» и отказ при выявлении обмана.

То есть мошенники-посредники, завозящие к нам математиков с лопатами, «бьют одним патроном двух вальдшнепов», по выражению Штирлица. Заколачивая на каждом неплохие деньги. Но, конечно, с откатом.

Нынче, когда, по данным Левада-Центра, более 60% россиян ставят проблемы мигрантов на первое место среди всех прочих, множество ведомств озаботилось изобретением поправок в миграционное законодательство. Для приезжих в Россию предлагается ввести въезд только по загранпаспортам, дактилоскопирование и постановку на трудовой учет, медосмотр и медстрахование, экзаменование на знание русского языка и прочая, и прочая. Но разрешение на работу они будут получать в одной конторе, ИНН им присвоят в другой (почему-то через трое суток!), застрахуют в третьей, «откатают» пальчики в четвертой, знание языка проверят в пятой… И везде с бесконечными очередями, с насмешками и оскорблениями, в тесноте и обиде.

Так в стране по-прежнему будут создаваться наиболее благоприятные условия для деятельности черных фирм, готовых без суеты и беготни за небольшие деньги снабдить каждого приезжего пакетом почти настоящих документов. А потом устраивать охоту за «понаехавшими тут» с единственной целью – снова срубить деньжат по-легкому.

И мы еще удивляемся росту взаимного отторжения местных жителей и мигрантов...

Голос

Гейдар Джемаль, глава Интернационального союза поддержки трудовых мигрантов:

– В России много нелегальных трудовых мигрантов, потому что для работодателя они выгоднее. Поэтому предприниматели делают все для того, чтобы эти люди оставались вне правового поля. Нелегальный мигрант беззащитен, ему можно платить копейки. Я считаю, что надо легализовать всех мигрантов из стран СНГ, приравнять их статус к статусу гражданина СССР до 1991 года. Тогда с этими людьми будут заключать трудовые договоры. И плюс к этому установить законы, защищающие их права как работников.