До 7%: Путин раскрыл главную задачу экономической повестки

Без здорового делового климата странно ждать ускорения темпов инвестиций, заключили эксперты

Ключевой задачей экономической повестки должен стать выход на ежегодный прирост инвестиций как минимум на 5%, заявил на совещании по экономике президент РФ Владимир Путин. «А лучше 5-7%, чтобы уже в следующем году обеспечить темпы экономического роста выше мировых. Рассчитываю здесь на совместную партнерскую работу правительства Российской Федерации и Банка России», - приводит слова Путина сайт Кремля. Устойчивость бюджетной системы важна, но этого недостаточно для роста, подчеркнул глава государства. Также для повышения результативности необходимо скоординировать работу Центробанка и правительства, отметил президент.

В январе Путин пообещал взяться за повышение реальных доходов населения. По его словам, экономика выросла почти вдвое, но реальные доходы остались на месте.
 
В дни Давосского форума о поддержке отечественных проектов говорил Кирилл Дмитриев, глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Фонд будет вкладывать не только в иностранные инвестиции, но и в российские проекты. Дмитриев рассказал и о создании «особого инфраструктурного фонда». За три года он соберёт до 600 млрд бюджетных денег. Государство ставит на инвестиции «с барского плеча»: стоит ли удивляться назначению вице-премьером давнего сторонника рывка за счёт госсредств Андрея Белоусова? 
 

Доверие и климат, где вы?

«Наверное, это возможно. Задача разогнаться до 7% роста инвестиций звучит не первый раз. Но реальный драйвер экономики – частный сектор, - не спешит вкладывать деньги. Это не вражеские происки, а неэффективная политика властей, не очень удачный бизнес-климат», - сказал порталу TRUD.RU директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев. Серьёзные инвестиции не выстрелят за счёт государства, уверен он. «Ну, десятую часть государство даст. Две десятых – госкомпании. А остальное должен вложить частный бизнес. Но как напоить верблюда насильно?», - задаётся вопросом эксперт. То, что представляется важным бизнесу, игнорируют чиновники. В судах по-прежнему телефонное «право», а руки силовиков развязаны. Институты не функционируют нормально, продолжается конфронтация с крупнейшими западными экономиками. Скептически смотрит Буклемишев и на новый состав кабинета министров. «Речь не о смене некоторых лиц. Главное изменить курс корабля», - заметил эксперт. Вряд ли государство ещё больше поглотит российскую экономику: дальше просто некуда. Но даже существующая эффективность продолжит падать, прогнозирует он.
 
Цифры взяты с потолка, сказал TRUD.RU доктор экономических наук Никита Кричевский. «Инвестиции – не армейский приказ. Они зависят от многого, и прежде всего, от уровня доверия бизнеса к государству», - заметил экономист. Бизнес (и особенно крупные госпредприятия) не понимает, что дальше. Поэтому предпочитает не вкладывать средства в национальные проекты. Зато на счетах уже около 15 трлн рублей. «Путин должен был сказать: мы предлагаем такие-то условия. Льготы, снижение ставки рефинансирования, вливания в инфраструктуру и так далее. Но ничего конкретного», - сказал Кричевский. Что бы ни говорила Набиуллина о роли частного сектора, Центробанк открыто упирает на госинвестиции. «С чего те же олигархи начнут вкладывать деньги? Бизнес понимает, что ключевая ставка высока», - рассуждает эксперт. Долгосрочных иностранных инвестиций в нашу экономику пока ждать не приходится: санкции всё ещё в силе, напомнил Кричевский.
 
Структура инвестиций и качество инвестиционного процесса совершенно не соответствуют реальным потребностям роста российской экономики, считает экономист Алексей Ведев. По его данным, реальное сокращение инвестиций в основной капитал началось ещё в 2013 году, а максимальный спад превысил 14% вместо официально заявленных 11,4%. 2018 год завершился со спадом 6,8%, а не со значением 3,4%. По мнению Ведева, архитекторы концепции нацпроектов не осознают не осознают последствий «обвального снижения доли инвестиций в оборудование в составе инвестиций в основной капитал» (цит. Forbes).

Указывает Ведев и на серьёзный дисбаланс в инвестировании. Так, в большинстве обрабатывающих производств, в информатике и связи расходы на оборудование составляют от 60 до 95% всех инвестиций, в аграрном и финансовом секторах и добыче (кроме углеводородов) – более 40%. Несмотря на ослабление рубля, импортозамещение оборудования состоялось лишь частично, пишет экономист.
 

Новый консенсус элит?

Экзотическую версию предложил в телеграм-канале экономист Михаил Хазин. Запустить инвестиционный цикл можно только за счёт рублёвого инвестиционного ресурса, который запретил МВФ, пишет в эксперт. «И откуда взял 5-7%? Из моих текстов, посвященных политике ЦБ, из которых следует, что это нормальные темпы роста, которые могут быть обеспечены на несколько десятилетий, если начать повышать монетизацию экономики?», - спрашивает эксперт. По его мнению, Путин, наконец, осмелел и «сломал либеральный консенсус» элит, дал «конкретное задание» повысить темпы инвестиций до 7%. Президент хотел бы участия Центробанка в этом процессе, одно правительство не справится. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина, считает Хазин, и пальцем не пошевелит из-за оглядки на МВФ. Впрочем, не готовых обеспечивать должный уровень рублёвых инвестиций ждут аппаратные чистки, пытается расшифровывать сигналы президента экономист.   
 

Мучительные роды

На днях представители естественных монополий (РЖД, «Газпром», «Ростелеком» и другие) раскритиковали законопроект о защите капиталовложений. Первое чтение документ прошёл в декабре 2019 года. Монополистам не понравилось то, льготы для инвесторов начнут действовать лишь спустя 3 года после старта сделки. Государство и госкомпании смогут самостоятельно объявлять о инвестпроектах и привлекать в них вкладчиков. Нет в проекте и условий отказа от участия в инвестировании. А введение постоянных тарифов грозят убытками для компаний. 
 
До этого глава правительства Михаил Мишустин пообещал в скорейшие сроки доработать законопроект.

Напомним, документ предусматривает два инвестиционных режима: общий и проектный. Первый устанавливает отсрочку на три года для вступления любых норм, способных ухудшить инвестиционный климат. Проектный режим касается крупных инвестпроектов и гарантирует постоянные налоговые условия на период от 6 до 20 лет и устанавливает порядок лицензирования и пользования территорий.