ЛиАЗ, что находится в подмосковном Ликино-Дулево, вот уже сорок лет выпускает автобусы. В 70-80-х годах желтенький ЛиАЗ был самым популярным средством автобусного передвижения. Рабочая лошадка, трудяга, он, надеемся, и останется истинно "народным автобусом". В 2001 году будет выпущено 1500 таких машин, что составит около 60 процентов рынка.
Модель ЛиАЗ-5256 выпускается уже десять лет. Но за последние два года этот автобус стал совершенно иным, по-настоящему современным. Его коренным образом преобразили более 300 (!) изменений. Название модели сохранилось старым, а в новое тысячелетие автобус 5256 въехал полностью обновленным и модифицированным. Позвольте прибегнуть к сравнению: то, что было два года назад, и теперешний автобус - это действительно небо и земля.
Новый автобус сделан с учетом российской специфики и наших непростых условий: неважных дорог, сурового климата, частых снегопадов... Попытки перевести глубинку на всяческие "навороченные" западные автобусы обречены на провал. ЛиАЗ - наиболее "стойкий" и прочный в России автобус. Да и в отличие от "западников" поставляется комплексно. Тут освоен четкий принцип - "поставка-сервис-эксплуатация". ЛиАЗ полностью решил проблему запасных частей, технической и сервисной поддержки. У производителей из Ликино-Дулево четкая цель, к которой они стремятся: "покрыть" всю страну центрами сервисной поддержки и обучения. Например, недавно современный сервисный центр открыт в Казани.
Производство здесь полностью восстановлено и реконструировано, условия труда да и зарплата вполне достойные. По своему потенциалу ЛиАЗ - крупнейший в мире производитель больших автобусов, что для нашей огромной державы уже одно из важных достоинств. Цель завода - загрузить конвейер на полную мощность, а это 5000 автобусов в год. И такое крупносерийное и полностью автоматизированное производство дает предприятию большой запас прочности по конкурентной цене, ибо издержки на единицу продукции заведомо ниже, чем у других изготовителей.
И еще одно преимущество перед остальными производителями. Тут налажен серийный выпуск машин с двигателем Caterpillar. Это единственный производимый в России автобус, отвечающий международным экологическим стандартам ЕВРО-2/ЕВРО-3. А уж кому как не нам знать, что именно старые автобусы здорово загрязняют атмосферу.
Восстановлению ЛиАЗом своих позиций на рынке способствовало применение новой стратегии продаж. Она заключается в соотношении "цена - качество - срок поставки", предложения покупателям различных модификаций автобусов с различными силовыми агрегатами и коробками передач. Так что ЛиАЗ, пережив, как почти все наши промышленные предприятия, непростые, подчас тяжелые времена, набирает силу.