НЕЛЕГКАЯ ЭТО НОША - ДАРОВИТОСТЬ

В два года Женя Белов выучил алфавит, в три начал читать, в пять пошел в школу. А в 14 уже поступил в университет. Родом юный умник из села Минькино Грязовецкого района Вологодской области.

Началось все с игры. Ольга Геннадьевна и Николай Юрьевич Беловы решили загодя готовить своего среднего сына, четырехлетнего Даню, к школе. В комнатах повсюду развесили огромные буквы: "О" - на окно, "Д" - на дверь, "Ш" - на шкаф. Вскоре весь дом превратился в "азбуку". Никто и подумать не мог, что младшенький двухлетний Женя отнесется к этой игре серьезно и выучит алфавит. "Мы потеряли дар речи, когда ребенок стал правильно называть буквы", - вспоминает Ольга Геннадьевна.
С тех пор Женя считал детские игры и забавы пустой тратой времени. С книжкой посидеть - другое дело. Когда Даня пошел в первый класс, младший брат сильно расстроился: в свои пять лет он был готов к школе, а его не брали: учителя Минькинской сельской школы поначалу боялись - не каждый семилетний ребенок справляется с учебной программой, а тут - дошкольник.
В первый класс Женя поступил полуфиктивно. Но, хотя по своему физическому развитию заметно отличался от одноклассников, учился даже лучше других. Скоро родители стали замечать, что в родной школе Жене предметы даются слишком легко, на уроках он зевал от скуки. Пытливый детский ум искал, чем бы себя занять. И нашел: иностранные языки. В восемь лет Женя Белов изучал английский, французский и итальянский, в десять взялся за арабский. Развивать способности полиглота в условиях села было сложно, поэтому Беловы решили перевезти сына в Вологду.
Городские школы вундеркинду не понравились, после двухлетних скитаний по образовательным учреждениям он вернулся в Минькино, отучился шестой и седьмой классы и перешел в экстернат. Другого выхода не было: рамки школьной программы были для Жени слишком тесны, а домашние задания - примитивны и неинтересны. К тому же он всерьез увлекся математикой, в изучении которой делал потрясающие успехи. Всю грамоту Женя самостоятельно постигал по книгам и даже составил для себя список учебников и методических пособий...
За год окончив 8-й и 9-й классы, 12-летний Женя Белов продолжил образование в юровской средней школе N 1 все того же Грязовецкого района Вологодской области. Круглым отличником он не стал. В аттестате об окончании средней школы было пять четверок: по русскому, литературе, биологии, физкультуре и ОБЖ (основам безопасности и жизнедеятельности). К оценкам Женя всегда относился равнодушно. Для него по-настоящему была важна пятерка лишь по одному предмету - математике, с которой он собрался связать свою будущую жизнь и карьеру.
Вологодский государственный педагогический университет первым среди вузов, готовящих учителей, открыл факультет прикладной математики для способных ребят, окончивших естественно-математический лицей. Но Женя поступил в университет и без учебы в лицее.
С виду он обычный паренек, и первым делом я спросила у него, не трудно ли в 15 лет учиться на первом курсе.
- От занятий в университете я получаю удовольствие. Здесь куда интереснее, чем в школе, - ответил Женя.
- Почему ты не поехал в Москву? Учился бы сейчас на физмате МГУ.
- Если в прикладной математике правят одни законы, делаются одни и те же открытия, учатся по одним и тем же учебникам, то уровень московских студентов по определению не может быть выше, чем наш. А если все одинаково, то какой смысл ехать в Москву, когда все можно получить в Вологде? Может быть, если только второе высшее образование получать. Оно тоже не помешает...
P.S.
Обычно родители, заметив какой-то талант в своем чаде, хватаются остервенело его развивать. Если школа - то только пятерки, если способности в музыке, литературе, живописи, науке - то всеобщее признание и во всем только похвала и восхищение. В результате у юного дарования настолько развивается самомнение, что он не способен воспринимать какую бы то ни было критику, а это не только мешает творческому развитию, но и может деформировать психику вундеркинда.
О маленьких суперталантах многое могут порассказать педагоги специализированной школы-интерната имени академика А. Н. Колмогорова. За последние 40 лет это образовательное учреждение окончило более шести тысяч одаренных детей, из которых вундеркиндов - лишь один процент. К этим ученикам в школе относятся особенно заботливо: несмотря на выдающиеся способности, они плохо уживаются в коллективе, быстрее "ломаются" и теряются в жизни. К ним нужен другой подход, которого пока, увы, не нашли. Вот почему будущее юных гениев под вопросом: в природе все должно быть гармонично, а у чудо-детей нагрузка, которую возлагают на них взрослые, не соответствует их возрастной психологии и физиологии. Поэтому, как только ослабевает надзор, вундеркинды перестают работать вообще и стараются забыть о ставшей непосильно тяжелой ноше одаренности.
Хочется надеяться, что с вологодским дарованием такого не случится. Ведь родители Жени Белова никогда не стремились сделать из сына по всем статьям отличника. Они просто не мешали ему учиться. Когда Женя заявил, что хочет изучать математику, мать с отцом поначалу испугались и даже расстроились. Столько сил было вложено в иностранные языки, сколько денег потрачено на репетиторов, на книги, сын уже многого добился, и вдруг - математика. А если это мимолетное увлечение? И все-таки родители поверили сыну, и все начали сначала.