СЕБЕ В УБЫТОК

Не за горами третья годовщина окончания строительства первой очереди нефтетранспортной системы Одесса - Броды. Пропускная способность "трубы", протяженностью 674 километра, - 9 - 14,5 миллиона тонн в год. Соседний морской терминал "Южный" способен принимать большегрузные танкеры. Нефтепровод может работать как в прямом направлении, так и в обратном.

Но торжеств по случаю даты рождения уникального продуктопровода, похоже, не состоится. Не до этого. "Труба", в создание которой вложено полмиллиарда долларов, пока бездействует. Официальный Киев лишь месяц назад (с опозданием почти в три года) определился наконец с направлением использования этой нефтяной магистрали. Украина отвергла вариант, предложенный Россией по использованию нефтепровода в реверсном (обратном) режиме, - перекачке российской нефти с севера на юг для дальнейшей ее транспортировки в Европу через Босфор. Одобрен вариант "прямой", принятый не без нажима США и ЕС, - использовать нефтепровод для перекачки каспийской нефти в направлении от одесского нефтеперевалочного комплекса "Южный" в Европу. Нефтепровод, как заявлено, должен обеспечить энергетическую независимость от России и показать Евросоюзу, что Украина, дескать, движется на запад, а не на восток.
Но вопрос в том, что магистраль Одесса - Броды пока не может быть использована как путь для поставки сырья в Европу. "Труба" эта сегодня - тупиковая. Как поставлять нефть из глухого райцентра Броды дальше? Бензовозами, железнодорожными цистернами? Соглашений, коммюнике, протоколов о намерениях и прочих бумаг подписано много, а реальных подвижек не видно. На чьи деньги "труба" будет достраиваться - на кредиты ЕБРР или членов будущего консорциума, который планируется создать для этой цели? А нужно ведь не менее полутора миллиарда долларов. Чтобы освоить эту сумму, потребуется, как минимум, полтора-два года.
Позиция России, предлагавшей временно использовать нефтепровод в реверсном режиме, учитывала это. Пока будет достраиваться участок Броды - Плоцк, предлагалось загрузить магистраль сибирской нефтью. Российские компании обещали поставить нефть не только для заполнения трубы и ее первой прокачки, но и ежегодно обеспечивать в южном направлении до 6 - 8 миллионов тонн транзита. На этом Украина могла бы зарабатывать в год до 80 миллионов долларов. Но верх взяла позиция США, которую выразил посол этой страны в Украине Джон Хербс: идея реверсного режима несвоевременна, противоречит национальным интересам Украины.
По словам Сергея Ермилова, министра топлива и энергетики (теперь уже бывшего - Леонид Кучма на днях его уволил), запуск "трубы" состоится в мае, а до конца этого года ожидается транспортировка 4 - 5 миллионов тонн каспийской нефти. Ее, мол, поставят из Казахстана и Азербайджана. Однако в этот оптимистический прогноз верят немногие. Даже президент Леонид Кучма сомневается в том, что "главная нефть" - казахстанская - уже завтра польется мощным потоком по названному маршруту. И неудивительно - ведь не устранена одна из главных причин затянувшегося процесса привлечения инвестиций и создания международного консорциума, без которых "труба" и впредь останется сухой.
МЕЖДУ ТЕМ
Премьер-министр Украины Виктор Янукович подписал распоряжение, ликвидирующее две рабочие группы правительства по ключевым вопросам ТЭК. Лишена полномочий группа анализа комплекса вопросов по организации функционирования нефтепровода Одесса - Броды, а также межведомственная группа по разработке концепции газотранспортной системы Украины (ГТС), которую как раз возглавлял только что отставленный от должности министра Сергей Ермилов. Что это означает? Вероятно то, что вопрос о передаче ГТС Украины в управление уже созданному российско-украинскому газовому консорциуму вряд ли будет впредь серьезно обсуждаться.