ОН БЫЛ СВОИМ В ДОСКУ

В последние годы актер не снимался. Получал небольшую пенсию в размере 534 гривен 60 копеек. (1 гривна - примерно 7 рублей. - Л. В.). После третьего инсульта, перенесенного в начале 1998 года, практически не двигался и не мог говорить. И только смотрел на жену - преданную Катю, которая была намного его моложе, печальными, все понимающими глазами. Иногда молча плакал...

Его путь к известности не был простым и легким. Прежде чем податься в кино, окончил горный техникум, работал на знаменитом киевском заводе "Арсенал". Дебютировал у самого Параджанова в фильме "Цветок на камне" в 1962 году. Уже через пару лет был удостоен приза за лучшую мужскую роль на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде. Тогда же случился громкий скандал. Отвечая на вопрос, какую роль хотел бы сыграть, он, наделенный от природы необыкновенным чувством юмора, ответил: Ленина в Театре сатиры. Брондукова вызвали в органы, постращали. Но работы, слава Богу, не лишили. После этого снялся еще более чем в ста картинах. Среди них были такие зрительские хиты, как "Афоня", "Табор уходит в небо", "Женитьба", "Вас ожидает гражданка Никанорова", "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона"...
- И тем не менее он себя реализовал в кино лишь на 10 процентов, - считает известный кинорежиссер Георгий Данелия, у которого Брондуков снялся в своей самой знаменитой роли - пьяницы Федула в фильме "Афоня". - Он обладал внешностью комика, и это не позволило ему вырваться из тисков одного амплуа. Между тем он был феноменально и разносторонне одаренным артистом. Как-то в экспедиции, зайдя в ресторан, я с удивлением увидел, как Брондуков, приняв немного на грудь, исполнял французский шансон. То, с какой непередаваемой грацией он двигался между столиками, с каким изумительным прононсом ронял непонятные для завсегдатаев ресторана слова, с каким шармом грассировал, не оставляло сомнений, что перед нами истинный француз. А это был Броня Брондуков - знакомый и незнакомый. Назавтра в ресторан, доселе пустовавший, набился полный зал народа, но "француз" уже уехал.
После "Афони" Брондуков стал очень популярным, продолжает Данелия. Я-то думал, что его героя в своем фильме осудил, но он стал для народа своим парнем в доску. Что скрывать: Брондуков стал заложником своей известности. Ему везде норовили налить, и он не всегда мог объяснить, что между актером и героем есть большая разница. Этого не понимали, к слову говоря, и многие мои коллеги, которые снимали его зачастую достаточно плоско, однообразно. Но и сделанного им хватит, чтобы народ вспоминал его с благодарной улыбкой.