"ОТКАТ" ДЛЯ ЧИНОВНИКА

- Михаил Игнатьевич, почему в России, унаследовавшей богатства СССР - в том числе природные,

- Михаил Игнатьевич, почему в России, унаследовавшей богатства СССР - в том числе природные, так много бедных?
- Списывать эту проблему лишь на ошибки приватизации было бы слишком просто. Конечно, бездумные, во многом безответственные шаги так называемых "молодых реформаторов" заложили основу для имущественного расслоения общества, появления узкой прослойки сверхсостоятельных людей, получивших практически неограниченный доступ к богатствам государства. Произойти это могло только в условиях правового и чиновничьего беспредела, высокой степени коррумпированности госаппарата. Можно сказать, 90-е годы -"золотой век" коррупции в России. Но ее уровень и сейчас представляет угрозу национальной безопасности, поскольку коррупцией пронизаны различные ветви власти. Простые люди обычно оказываются беззащитными против "круговой поруки" чиновников, бездействия правоохранительных органов и судебной системы.
Но, по-моему, надежды на изменение ситуации вполне реальны. Другое дело, предпринимаемые исполнительной властью шаги пока не носят системного характера.
- Говорят, национальный "пирог" делили и продолжают делить чиновники с олигархами. По-вашему, кто из них больше преуспел?
- Объявлять тут "победителей соревнования" - занятие неблагодарное. Сегодня нам надо определиться, какие первоочередные меры власти следует предпринять, чтобы в богатейшем государстве, каким является Россия, отношения во всех сферах носили правовой характер, были максимально прозрачными. Самое главное: соблюдение принципа неотвратимости наказания за торговлю властью должно быть абсолютным.
- Практика последних лет показала, что обществу вполне по силам призвать к порядку уклоняющихся от налогов олигархов. Но, кажется, не было случая, чтобы на скамью подсудимых сел крупный чиновник?
- Почему же? В последние годы к ответственности за коррупционные преступления стали привлекать высокопоставленных сотрудников федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных структур, вице-губернаторов, мэров городов. Другое дело, значительной части проворовавшихся чиновников пока удается избежать наказания - благодаря тому же "телефонному праву", в силу коррумпированности правоохранительной системы.
- Каков у нас уровень взяточничества? Правда ли, что речь идет о суммах, сопоставимых с национальным бюджетом?
- Есть разные оценки. Большинство экспертов сходятся на том, что на взятки и подкуп в различных сферах расходуется от 20 до 40 миллиардов долларов в год. Хотел бы обратить внимание на такой момент. Когда мы говорим о коррупционных сделках, то должны иметь в виду не только тех, кто берет взятки, но и тех, кто их дает. Да, часто взятки вымогают. Но немало случаев, когда представители бизнеса сами "прикармливают" чиновников, чтобы получить преимущество над конкурентами. Одна из причин пробуксовки административной реформы заключается как раз в том, что ни чиновники, ни представители бизнеса не хотят упустить из своих рук рычагов влияния.
- Многие эксперты считают: пока с коррупцией не покончим, лучше вообще не затевать серьезных реформ - бюджетные деньги все равно не дойдут на места, а будут разворованы. На каком уровне, в каких сферах денежные потоки "приватизируются"?
- Везде - включая здравоохранение, ЖКХ. Но ждать и надеяться, что однажды утром мы проснемся и коррупции не будет, - это маниловщина. Само по себе зло не исчезнет, надо предпринимать последовательные, системные меры. Как в борьбе с самой коррупцией, так и в ликвидации причин и условий, ее порождающих.
На бюджетные средства многие "имеют виды". Посреднические коммерческие структуры как грибы выросли и на федеральном уровне под крылом министерств, и на региональном. Все специализируются на так называемом "откате", то есть делят бюджетные потоки с чиновниками. Как правило, выделяемые под ту или иную программу средства доходят до адресата в объеме, не превышающем 60 - 70 процентов. Мне не так давно пришлось вмешаться в ситуацию, затрагивавшую интересы моих избирателей. Выделенные в рамках федеральной адресной инвестиционной программы средства долго не поступали в регион. Как выяснилось, одна из коммерческих структур, действовавшая под эгидой Госстроя, не пропускала документацию, вымогая 20-процентный "откат". Подобным "посредникам" нередко покровительствуют руководители ведомств. И часто эти фирмы возглавляют члены их семей.
- Что должна предпринять федеральная власть?
- Созданная почти год назад Комиссия Госдумы по противодействию коррупции поставила перед собой несколько задач. В первую очередь - создание эффективного заслона на пути проникновения в законодательство норм, которые могут использоваться чиновниками для корыстного обогащения.
К числу первоочередных мер я бы отнес и скорейшую ратификацию подписанных Россией международных документов: "Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию" и "Конвенции ООН против коррупции". Предстоит выработать национальную антикоррупционную стратегию, усовершенствовать законодательство. Например, вернуть в Уголовный кодекс институт конфискации, обеспечить контроль за доходами чиновников и членов их семей.