С НОГАМИ ХОРОШО, С МОЗГАМИ ГОРАЗДО ХУЖЕ

Спортивные успехи российских футбольных клубов стали осязаемыми: в 2005 году впервые в

Спортивные успехи российских футбольных клубов стали осязаемыми: в 2005 году впервые в российской истории ЦСКА выиграл Кубок УЕФА - второй по престижности после Лиги чемпионов турнир клубных команд. В клубном рейтинге УЕФА за 4 года Россия поднялась с 21-й на 6-ю строчку.
Однако финансовыми результатами клубы похвастать пока не могут. ПФК ЦСКА - финансово самый успешный клуб России: его чистые убытки составляют лишь 1,5 млн. долларов. У конкурентов из футбольного "Спартака" ситуация хуже: их бюджетный дефицит - 20 млн. долларов. Баскетбольный грант ЦСКА окупает лишь 20% своего 30-миллионного бюджета. В целом ни один крупный клуб игровых видов спорта в России не может похвастаться тем, что приносит владельцу доход. При этом на Западе уже давно научились не только красиво побеждать, но и красиво зарабатывать деньги. По оценке аудиторской компании Deloitte, прибыль самого успешного европейского клуба - мадридского "Реала" - составляет 350 млн. евро, незначительно от него отстал "Манчестер Юнайтед" с 315 млн. евро, на третьем месте "Барселона" - 291 млн. евро.
Во многом организационная структура спортивного клуба не отличается от обычной фирмы. Тут есть юридический департамент, оказывающий юридическую поддержку, финансовый отдел, заведующий бухгалтерским учетом, PR-служба, организовывающая связь команды с внешним миром. Работа этих менеджеров в спортивном клубе незначительно отличается от деятельности в любой другой организации. Грамотных юристов, бухгалтеров можно переманить из банков, однако есть департаменты, в которых работа специалистов связана с особенностями отрасли. Это в первую очередь коммерческий отдел (занимается продажей билетов и абонементов, прав на телетрансляции, рекламные контракты); маркетинговый (продвигающий бренд клуба), спортивный (правильная работа этой структуры позволяет экономить большие деньги при покупке игроков или зарабатывать на продаже). Именно нехватка этих специалистов не позволяет клубам стать рентабельными.
"Организация спортивного бизнеса только начинает развиваться, еще 7 лет назад его просто не было. Я звонил своим коллегам по цеху и просил к телефону юриста, а мне сообщали: "Вы не туда попали, это спортивный клуб". Не было понятия того, что спорт - это такой же бизнес", - рассказывает Роман Бабаев, генеральный директор ПФК ЦСКА.
Грамотных спортивных менеджеров на рынке практически нет, и подготовкой их занимаются единичные организации. Роман Бабаев, например, высоко оценивает уровень подготовки выпусников образовательной программы RMA по специальности "Менеджмент в игровых видах спорта" на базе Государственного университета управления. Здесь выпускают по 60-70 человек в год, стоимость обучения - 150-180 тысяч рублей, в ходе обучения организовываются зарубежные стажировки в ведущих клубах Испании, Италии, Англии, Германии. Но существующих учебных заведений и программ явно недостаточно. "Мы можем закрыть лишь небольшой процент потребности рынка", - признает Герман Чистяков, руководитель специализации "Менеджмент в игровых видах спорта" образовательной программы RMA.
Помимо специализированных школ профессиональных менеджеров можно воспитать и внутри клуба. О таком опыте рассказывает Юрий Белоус, генеральный директор ФК "Москва": "Для меня важнее базовые знания человека: владение несколькими иностранными языками, умение работать с информацией - остальному я сам научу. У меня уже 5 лет работают два человека из МГИМО, которых я набрал по объявлению".
Рынок труда спортивных менеджеров для соискателей выглядит более чем привлекательно: престиж работы высокий, зарплаты немаленькие. Средний менеджер получает 75-100 тысяч рублей. Неудивительно: потребность клубов в специалистах высока и постоянно растет. Только Олимпиада в Сочи потребует дополнительно 2000 спортивных менеджеров.
В будущем спрос на профессию будет только увеличиваться. Топовые клубы уже стремятся к рентабельности - ЦСКА подошел вплотную к этому результату (97% бюджета клуб покрывает сам), "Спартак" планирует начать получать прибыль к 2010 году. Основные заработки футбольных клубов - продажа прав на телетрансляции (ПФК ЦСКА на этом выручил 18,6млн. долларов), рекламные контракты (17,4 млн. долларов), трансферы футболистов (8,1 млн. долларов), коммерческая деятельность - продажа атрибутики (5,6 млн. долларов).
Наконец пока большинство российских спортклубов лишь игрушки в руках крупных бизнесменов или региональных глав. Но и они не будут тратиться на них до бесконечности. Рано или поздно от руководства клубов потребуется финансовая отдача и спрос на спортивных менеджеров вырастет в разы.
КОМАНДА
Управленческая структура клуба, ФК "Москва"
Отдел Кол. человек Функции
Развития 6 Продвижение бренда клуба
Хозяйственный 6 Обеспечение хозяйственных нужд
Спортивный 3 Подбор и трансферы игроков и тренеров
Международный 3 Организация зарубежной деятельности
Информационно-аналитический 2 Анализ использования средств
Рекламный 1 Продажа рекламных носителей
Источник: ФК "Москва"