Главная Культура 18:35 12 Марта 2015 2870
Гамлета убили Полонием

На сцене Большого длинно пересказали краткое содержание великой трагедии

Сергей Бирюков

В Большом театре поставили балет «Гамлет». Спектакль ожидаемый: знаменитая пара Раду Поклитару – Деклан Донеллан (хореограф – режиссер) памятна балетом «Ромео и Джульетта», принесшим на сцену Большого театра непривычное для начала 2000-х прочтение классики. Да и потом обоим постановщикам везло на овации в России: британец Донеллан стал у нас чуть ли не главным специалистом по Шекспиру, а киевский молдаванин Поклитару дорос до главного хореографа Олимпийских игр в Сочи. Но нынешняя работа, как показалось, не перерастает рамок обычного коммерческого дайджест-шоу.

Сперва об удачах. Их, в основном, две: Шекспир рассказал замечательную историю, которая более четырех столетий будоражит глубиной страстей и загадок. Вторая: Шостакович написал гениальную музыку, по силе ничуть не уступающую пьесам Шекспира.

Идея соединить два великих «Ш» – отличная и вполне естественная: композитор не только соразмерен драматургу по масштабу мыслей и накалу эмоций, но и явно тяготел к нему, сочинив аж трех «Гамлетов» – музыку к двум спектаклям Григория Козинцева и к его же знаменитому фильму.

Постановщики могли сделать нарезку из всех этих трех «датских принцев», и, наверное, не прогадали бы – но они предпочли более рискованный путь: взяли целиком (точно, почти целиком) две симфонии из числа вершинных у Шостаковича: Пятую и Пятнадцатую (без первой части).

Рискован этот путь потому, что художественная цельность, созданная великим творцом, почти ОБЯЗАТЕЛЬНО окажется неизмеримо сильнее ее адаптации современным «переводчиком» на язык другого искусства. Симфония перетянет ее балетную интерпретацию по всем статьям. А где возникнут нестыковки – будет неправ постановщик. Потому что за свою логику Шостакович уже ответил перед Богом и перед вечностью. В свое время в эту же ловушку попался Борис Эйфман, попытавшись приложить сюжет «Идиота» Достоевского к Шестой симфонии Чайковского. Симфония от этого не пострадала, а вот балет выглядел платьем, скроенным не по фигуре и натужно на нее натянутым.

Правда, в «Гамлете» поначалу вроде бы действие и музыкальный ряд более-менее совпадают. Вступительные «бахизмы» Пятой симфонии – и вырванное из черноты прожектором лицо главного героя… Лирическая тема струнных – и семейная идиллия Гамлета-ребенка в отцовском доме, выдержанная в колорите Чехова (присочиненный постановщиками пролог). Гротескный марш из разработки первой части – и козни Клавдия (напыщенно-вертлявый персонаж в генеральском мундире), набег санитаров на старшего Гамлета (намек на нацистских врачей-убийц или советских психиатров-карателей?). Скерцо-лендлер второй части – и нарочито-чинный бал. Мистико-трагическая третья часть – и явление сыну призрака отца таким, каким он умер, в больничной пижаме. Стремительное начало финала – и интермедия «Мышеловка» (здесь – любительский фильм-фарс, снятый Гамлетом и показываемый им «ради потехи» дворцовой публики во главе с Клавдием).

Но постепенно нестыковок все больше. Гамлет, сумасшедшее кривляющийся перед строем Клавдиевых офицеров – под сокровенно поющие свои тихие таинственные песни деревянные духовые третьей части? Убийство Полония, этой «крысы», по словам Гамлета – под могучее торжество финальных фанфар Пятой симфонии?! Это же так мелко! И совершенно убивает связь между балетной драмой и музыкой, которую, к тому же, хорошему дирижеру Игорю Дронову пришлось изрядно сжать во времени – не за счет нот, а за счет живеньких темпов, чтобы ногам танцовщиков было не так скучно.

По идее конец великой симфонии должен был бы означать и конец сюжета. Но прошла только его половина! И понадобилось еще одно действие, а для него – еще одна симфония, Пятнадцатая. На сей раз обезглавленная – без первой части. Ну ладно, и в трех последующих частях Шостаковичем столько сказано о человеке и судьбе, о холоде смерти и о равнодушной улыбке космоса, которому такие мелкие песчинки, как человеческие жизни, просто не заметны… Но чем космичнее взлетает музыка, тем приземленнее становится пересказ постановщиками хрестоматийного сюжета. Да, периодически открывающаяся в условной декорации-заднике ослепительная пустота, куда уходят умершие персонажи, – это элемент мистики, но такой дежурный! Образ шута-судьбы (в программке это тот самый «бедный Йорик»), сперва развлекающей ребенка-Гамлета пестрым зонтиком, а в конце этим же зонтиком символически его и закалывающей, настолько не обязателен! Да и в целом хореографическому языку Поклитару, не лишенному своеобразной хулиганской милоты, не хватает энергии на большой двухактный спектакль. Раду – словно подросток, стебающийся над трагедией, чтобы подавить этим стебом слезы. Однако сколько ж можно стебаться? Если поначалу зритель еще оценивает этот занятный волапюк из балетных движений и нарочито повседневных жестов (интересен, например, дуэт Гамлета и Офелии, где она искренна, а он насмешлив), то в конце концов в местах, где надо бы плакать (например, безумие Офелии, демонстративно «списанное» Поклитару из классической «Жизели»), публика начинает уже похихикивать над неуклюжими дерганьями актрисы.

Главное же недоумение: зачем было все это затевать? За трактовку шедевра, уже пересказанного до тебя тысячи раз, стоит браться, только если ты можешь внести в него свои важные обертоны. Как сделал это, например, Коляда-театр из Екатеринбурга: его недавно показанный в Москве «Гамлет» ВЕСЬ выдержан в духе балагана и ВЕСЬ воспринимается как огромная «Мышеловка», обращенная уже не к Клавдию, а к залу, ко всем нам, среди которых есть свои Гамлеты, Клавдии, Офелии… Существенно новый оттенок смысла! Но то, что мы увидели теперь в Большом, мне кажется, никак не тянет на большее, чем длинный пересказ краткого содержания великой трагедии. Этакие балетные комиксы по классике.

А впрочем, премьерный зал Новой сцены Большого был заполнен, и аплодисменты оказались достаточно горячими. Несколько раз вызывали и Дениса Савина (Гамлет), и Анастасию Сташкевич (Офелия), и Игоря Цвирко (Лаэрт), и Юрия Клевцова с Анной Балуковой (Клавдий и Гертруда), и Александра Петухова (Полоний)… Правда, публика, по крайней мере рядом с автором этих строк, не производила впечатление традиционно балетной: некоторые дамы в бриллиантах и кавалеры в дорогих костюмах позволяли себе даже разговоры во время действия по мобильному телефону. Может, представители спонсорских бизнес-структур? Зато и хлопали они в конце активнее всего. Что тоже можно понять, если это их капиталовложение. Да и историю им рассказали занятную, а возможно, и новую (если люди не умеют вести себя в театре, где гарантия, что они читали «Гамлета»?). Вот у такой публики спектакль, похоже, будет иметь успех.

 

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 7741
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5446
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4638
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4228
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4213
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?