ПОВОРОТ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Решение социальных проблем в России наконец-то сдвигается с мертвой точки. В 1999 г. впервые за годы реформ все социальные отрасли были профинансированы вовремя и в полном объеме. А в 2000 г. расходы бюджета на социальный блок увеличены на 52 процента.

Если бы еще четверть века назад нам сказали, что на рубеже столетий у России возникнут серьезные проблемы в социальной сфере, мы бы, наверное, сильно удивились. Еще бы, социальная политика была одним из главных козырей советского руководства в извечном споре с Западом о "преимуществах" социализма перед капитализмом. Другой вопрос, что советский социальный стандарт не исходил из необходимости вникать в вопрос целенаправленности расходования средств. Государство фактически культивировало систему уравнительного распределения благ и льгот. Предприятия обладали строго квотированным количеством льготных путевок в здравницах и мест в заводских поликлиниках, больницах - с якобы бесплатным медицинским обслуживанием, равно как и в "бесплатных" школах, детских садах, яслях. Зарплата начислялась согласно единой тарифной сетке оплаты труда.
Однако с началом экономических реформ социальная политика советской поры канула в Лету. Уравнительно-распределительную социальную систему СССР сменили разрозненные бессистемные действия руководителей предприятий. В итоге в середине 90-х годов в России около 55 млн. человек (38 процентов населения) имело доходы ниже прожиточного минимума, то есть жило за чертой бедности...
Пожалуй, только в последние 2-3 года ситуация с "социалкой" начала налаживаться. В 1999 г., как сказано, социальные отрасли были профинансированы вовремя и в соответствии с бюджетными назначениями. Вице-премьер российского правительства Валентина Матвиенко высоко оценила работу соответствующих министерств и ведомств, однако отметила, что сделан лишь первый шаг в улучшении показателей, характеризующих уровень жизни населения.
Одной из главных проблем, висевших Дамокловым мечом над всеми правительствами реформистского периода, являлась задолженность по зарплате. В наши дни многомесячные задержки с выплатой заработной платы перестали быть экстраординарным событием. Хотя еще два года назад было зафиксировано свыше 11 тыс. забастовок и стачек рабочих и работников бюджетной сферы, требовавших от властей решить эту проблему.
В 1999 г. правительство всерьез "засучило рукава". В результате задолженность федерального центра по зарплате уменьшилась за год с 12,7 до 5 млрд. рублей, а к настоящему моменту составила и того меньше - 4 млрд. рублей. Помощь оказывается целевым образом тем регионам, которые сами активно участвуют в решении проблемы долгов и направляют на погашение задолженности по зарплате не менее 40 процентов своих средств.
Причем правительство поставило жесткую задачу научиться контролировать расходование выделенных средств. Общая сумма выплат неправомочно задержанной зарплаты (или, говоря русским языком, денег, переведенных в регионы и используемых там оборотистыми дельцами) после вмешательства госинспекции достигла 13 млрд. рублей!
В 1999 г. не намного, но удалось поднять реальные доходы населения. Число россиян, зарабатывающих меньше прожиточного минимума, сократилось на 10 процентов. Произошли сдвиги и в сфере занятости: численность работающего населения увеличилась на 1,8 млн. человек и достигла 65,1 млн. В итоге социальная напряженность стала снижаться даже в самых взрывоопасных шахтерских регионах.
Как известно, о зрелости общества судят по его отношению к старикам и детям. В 1999 г. правительству и Пенсионному фонду РФ удалось полностью погасить долги по пенсиям. В два раза были увеличены студенческие стипендии, 4 млрд. руб. выделено фондом социального страхования на организацию детского отдыха.
Как подчеркнула на недавней пресс-конференции В.Матвиенко, в прошлом году удалось решить лишь самые острые, неотложные вопросы, впереди - еще более напряженная работа. Бюджет социальных программ на 2000 г. увеличен более чем в полтора раза. Среди приоритетных задач на этот год Матвиенко назвала принятие трудового кодекса и выработку концепции государственной политики в области заработной платы.
Одним из главных пунктов будущей "трудовой" концепции государства станет повышение эффективности социального партнерства между представителями работодателей, профсоюзов и правительства. А в середине марта правительство вышло с инициативой о проведении уникального по замыслу и размаху ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА "РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСОКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ". Инициатива была поддержана Владимиром Путиным, подписавшим соответствующее распоряжение правительства.
Цель конкурса в том, чтобы выявить предприятия, проводящие наиболее эффективную социальную политику, изучить и обобщить их опыт, разработать единые технологии и распространить социальные "ноу-хау" среди других предприятий. К важнейшим отнесены такие параметры, как охрана труда и снижение травматизма на рабочих местах, социальная защита работников и развитие объектов соцкультбыта, сохранение и создание рабочих мест, подготовка кадров. Предприятия-конкурсанты будут оцениваться по этим и другим показателям по итогам работы в 1999 году. Затем жюри, в которое войдут представители правительственных и региональных структур, профсоюзов, Российского союза промышленников и предпринимателей, определит победителей.
"Одна из задач конкурса - создать стимулы, в том числе моральные для активизации социально ориентированной политики на российских предприятиях. Это поднимет их рейтинг, усилит конкурентоспособность. Не исключено также, что победители и лауреаты конкурса будут отмечены государственными преференциями, получат правительственную поддержку", - заявила В.Матвиенко, объявляя старт конкурсного марафона...
Что же касается других проблем социального блока, которые предстоит решать в 2000 г., то это прежде всего пенсионная реформа.
Предстоит изменить принцип распределения помощи неимущим гражданам от уравнительного к адресному. В этом году был отмечен интересный факт: при переходе к заявительной системе выплаты пособий на детей примерно 40 процентов родителей отказались от помощи государства. А ведь сокращение количества семей, которые получают пособия, увеличивает возможность оказания материальной помощи тем, кто в ней действительно нуждается.
Правительство планирует серьезно заняться проблемами одной из самых незащищенных категорий граждан - детей и женщин. Сегодня в нашей стране насчитывается более 600 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В неблагоприятных условиях работают 1,5 млн. женщин, на слабый пол приходится 20 процентов профзаболеваний.
В 2000 г. выделено в 1,5 раза больше средств на реализацию федеральной целевой программы "Молодежь России". Практически решен вопрос о переходе нашей страны на 12-летнее школьное образование. Первый этап реформы начнется уже в этом году. Впервые на правительстве рассмотрен вопрос об улучшении финансирования детских домов. Началась разработка новых государственных стандартов социального обслуживания семьи и детей.