ДОЛИНА ПАМЯТИ

С бойцами поисковой экспедиции "Долина" мы отправились на разведку. Людмила Бородачева, Евгений Лаврентьев, Дима Бузунов, Слава Садовский, Андрей Алешин - кто поместился в машины, те и приехали в Мясной Бор, деревушку над рекой Волхов. Отсюда начинается печально известная "Долина смерти".

Под Великим Новгородом, Старой Руссой, Парфином, Демянском - в годы Великой Отечественной погибло более миллиона красноармейцев и офицеров. Больше половины из них по сей день лежат, где их застала смерть, - в окопах, траншеях, в чистом поле или топком болоте. Подвиг их не забыт, вот только имена многих все еще неизвестны...
35 лет назад таким же апрельским днем мы топтали узкие тропинки в "Долину смерти" с Николаем Орловым, рабочим одного из новгородских предприятий. В ту пору он уже был известен стране благодаря писателю Сергею Смирнову, по чьему сценарию был создан телефильм. Главным действующим лицом стал Николай Орлов - рисковый и удачливый следопыт.
Это был рассказ о судьбе Второй ударной армии, который лишь слегка приоткрывал завесу ее тайны. Маршал Кирилл Мерецков, в годы войны командовавший Волховским фронтом, в книге "На службе народу" писал: "В боях тогда погибло из 2-й ударной армии 6 тысяч человек, а 8 тысяч пропали без вести. Так закончилась трагедия этой армии". Высокие цензоры в погонах и без не позволили сказать правду и этому полководцу, который досконально знал сущность происходившего, все видел своими глазами и не мог помочь гибнущим людям. Его предложение отложить наступательную операцию Сталин с гневом отмел.
Об этом воинском объединении никогда не говорили всей правды. Считалось, что солдаты и офицеры скопом пошли за командующим генералом Андреем Власовым, предали Родину и тысячами сдавались в плен. И до последнего времени никто не называл хотя бы приблизительно, сколько человек погибло в "Долине смерти" - под Мясным Бором, Спасской Полистью, Любиным полем.
Между тем, во время Любаньской операции по деблокированию Ленинграда в январе - июне 1942 года сложили головы более 400 тысяч человек. (Эти страшные цифры я впервые узнал в музее, созданном Александром Орловым, сыном Николая Ивановича.) Особо трагическая доля выпала на Вторую ударную: из ее состава уцелел лишь каждый десятый. В дни боев в политдонесениях, поступавших в штаб армии, значились такие цифры: в сутки ее войска теряли до 1500 - 2000 красноармейцев и командиров. Голодные, раздетые, плохо вооруженные, они стояли в этих лесах-болотах насмерть. Там сложил голову и корреспондент армейской газеты "Отвага" Сева Багрицкий, сын известного поэта. Там попал в плен прибывший ему на смену старший политрук Муса Залилов. Спустя годы вся страна узнала, что он в фашистских застенках стал автором "Моабитской тетради" под именем Муса Джалиль.
На беду живых и мертвых солдат, командовал 2-й ударной армией впоследствии повешенный генерал Андрей Власов. Он сдался в плен, а всех служивших под его началом одним чохом записали в изменники Родины. Кто выжил, пройдя ад немецких, а потом советских лагерей, еще могли оправдываться, что-то доказывать. А мертвые, - они сраму не имут...
Первым, кто пытался защитить имена павших в "Долине смерти", был Николай Иванович Орлов. Около полувека назад он начал составлять скорбный список погибших в этих местах и хоронить останки на кладбище в Мясном Бору. Сегодня там покоятся 23923 солдата.
Орлов создал первый в области отряд красных следопытов "Сокол", куда вступила и молодежь химкомбината, и школьники. Самого Николая Ивановича давно нет в живых. Но есть "Новгородская поисковая экспедиция "Долина" памяти Н. И. Орлова", в которую входят 17 отрядов и около пятисот бойцов. С 25 апреля по 8 мая в области пройдет традиционная международная вахта памяти. Для руководителя экспедиции Сергея Флюгова, начальника штаба Людмилы Бородачевой и историка-архивиста Ильи Котилевского уже подоспели горячие дни. Хозяйство у них хлопотное. То и дело звонит телефон: просят разыскать место гибели родственников, друзей, боевых товарищей. Только в прошлом году участники экспедиции предали земле 3863 человек. Нашли 226 "медальонов смерти". Большая часть записок истлела, но установили 66 имен. Родным сообщили об этом. Не всем, к сожалению. Может быть, кто-то помнит Шпигальского Филиппа Родионовича, родом с Алтая, из деревни Яровское, Никитина Степана Федоровича - его земляка из колхоза имени Куйбышева Курьинского района, Терещенко Семена Моисеевича из деревни Чернобаевская Харьковской области? Если прочтете статью, сообщите их землякам, что солдаты похоронены в Мясном Бору с воинскими почестями.
Только бойцы поисковой экспедиции "Долина" за десять лет нашли и похоронили 49 390 человек. Разыскали могилу солдата Данилы Кучмы - отца нынешнего президента Украины. Помер, бедолага, в госпитале, и много десятилетий семья не знала, где его кости лежат. Если следовать формуле генералиссимуса Суворова, не скоро похоронят последнего воина Великой Отечественной. Этот путь к нашему нравственному миру с самими собой может, кажется, стать бесконечным.
Пока все держится на личном энтузиазме. Иной год в области работало до полутора тысяч следопытов, приезжавших из всех краев России, стран СНГ и Прибалтики. Их надо разместить, накормить-напоить, доставить к месту поиска, обеспечить безопасность. Ведь в прямом смысле по минным полям ходят, снарядами земля устлана.
Экспедиция постепенно набирает силы. Теперь у "Долины" 17 гусеничных тягачей, 30 машин повышенной проходимости, современные миноискатели, палатки, шанцевый инструмент. Помогли обзавестись этим хозяйством армия, местная власть. Всю эту армаду обслуживает один человек за 700 рублей в месяц. Когда наступает сезон поиска, за рычаги техники садятся механики-следопыты. Топливо добывают сами, запчасти - тоже. Главный источник дохода - металлолом, собранный на поле боя. Добра там этого - на всю жизнь хватит. Только теперь, после президентского указа, запрещающего самодеятельный сбор вторичного сырья, видимо, трудности возникнут. Вдруг какой-нибудь бюрократ станет в позу? Что ж, тогда губернатору челом ударят. Михаил Прусак поможет, как не раз уже было. Из областного бюджета "Долине" дают в год чуть больше 360 тысяч рублей. Из федерального - ни копейки. Правда, делают "подарки" от случая к случаю. А на то, чтобы обеспечить работу транспорта во время поисковых работ, необходимо более 20 тонн топлива. На это денег не хватает.
А тут еще беда настигла "Долину": бандиты всю "оргтехнику" украли. Жаль, конечно, компьютеров и прочей электроники, которую им подарили спонсоры. Но вместе с техникой унесли всю базу данных: результат многолетней работы...
Память вечна. Но ее окопная суть - письма, медальоны, фотографии, награды, останки - все, что может рассказать о судьбе человека в военном сиюминутном мире, - преходяще. И надо спешить, чтобы похоронить последнего солдата, павшего в бою, пока не истлели его косточки.