КОНЕЦ "МИРА" ЕЩЕ НЕ КОНЕЦ СВЕТА

Начавшаяся с триумфального внеземного рейса Юрия Гагарина, наша космонавтика подошла к знаменательному сорокалетнему юбилею этого полета обескровленной, увядающей, не имеющей средств не только на новые проекты, но даже нередко на замену выработавших свой ресурс и крайне необходимых стране спутников метеорологии, связи и навигации. Более половины из почти ста космических аппаратов российской орбитальной группировки находятся за пределами гарантийных сроков.

До недавнего времени главные надежды в области пилотируемых полетов руководители Росавиакосмоса связывали с Международной космической станцией (МКС). Предполагалось направлять туда российских космонавтов и, кроме того, зарабатывать деньги за счет отправки на наш сегмент тех, кто готов за это заплатить. Но по этим радужным надеждам недавно нанесен сокрушительный удар. В проекте бюджета НАСА на следующий финансовый год президент США Буш предложил втрое (!) сократить американские ассигнования на МКС.
Расходы Соединенных Штатов в соответствии со взятыми на себя обязательствами должны были составить на этапах создания и эксплуатации станции (1994-2014 годы) 75 миллиардов долларов. Теперь их предлагается уменьшить до 25 миллиардов. Американцы не построят два очень важных модуля - жилой и двигательный (силовой), а также специальный корабль-спасатель. И это кардинальным образом повлияет на планы использования МКС, изменит численность ее экипажа.
Американский жилой блок "Хэб" (Habitation Module, или сокращенно Hab) должен был стать одним из центральных звеньев Международной станции. По проекту это трехэтажная конструкция высотой 11 метров и диаметром 8. На первом уровне - пищеблок, на втором - помещения для механики и каюты членов экипажа, на третьем - "зона здоровья" с велоэргометрами и другими тренажерами. Общий объем - 440 кубометров (сравнить можно с просторной семикомнатной квартирой или загородным особняком). Здесь должны были постоянно жить и работать четыре члена экипажа МКС, еще трое - в российском сегменте, конкретнее - в жилом модуле "Звезда".
Отказ американцев от строительства "Хэба" означает, что постоянно работать на станции будут не семь человек, как предусматривалось проектом, а только трое - все в российской "Звезде". И если при первоначальном варианте гарантировалось постоянное пребывание на МКС трех наших космонавтов (из семи членов экипажа), то теперь, по-видимому, речь может пойти об одном россиянине. Американцы получили от нас все, что хотели: уникальные наработки по длительным полетам, непосредственную стажировку астронавтов на "Мире", жилой и грузовой модули "Звезда" и "Заря", уже функционирующие в составе МКС. А Россия, поставив крест на своих национальных пилотируемых станциях, оказалась у разбитого корыта.
Нужно ли нам в этой ситуации строить новые блоки для МКС, которые предусмотрены проектом? Перечислю их: универсальный стыковочный модуль (стоимость 110 миллионов долларов), два исследовательских (175 миллионов), научно-энергетическая платформа (75 миллионов), два стыковочных отсека (30 миллионов). Всего на разработку и эксплуатацию МКС мы должны потратить 5 миллиардов долларов. За это нам будет позволено отправить одного космонавта на МКС. Так не разумнее ли России, следуя "почину" г-на Буша, отказаться от строительства части новых модулей, а на сэкономленные деньги создать небольшую (хотя бы из двух модулей) национальную пилотируемую станцию?
Она не должна быть все время обитаемой. Жизнь показала, что постоянные вахты на орбите не нужны (и на МКС тоже). Ибо 90 процентов задач более эффективно и с гораздо меньшими затратами выполняют спутники-автоматы. Орбитальную станцию целесообразно использовать прежде всего как ремонтную базу для спутников и как полигон для отработки технологических установок (речь идет о получении в невесомости особых кристаллов, лекарств, материалов), а также для исследований и экспериментов, проведение которых без участия космонавтов невозможно. Периодически посещаемый космический комплекс будет и намного дешевле, и эффективнее "Мира" или МКС.
Эта идея находит все больше сторонников среди специалистов, в том числе ее поддерживает и бывший главный конструктор космических кораблей, в прошлом самый близкий соратник С.П. Королева академик Василий Павлович Мишин.
Между прочим, еще в 1993 году, когда только обсуждался проект МКС, один из ведущих конструкторов Центра имени Хруничева, где создаются модули для всех орбитальных станций, в своем письме в Российское космическое агентство весьма аргументированно доказывал, что необходимо сократить будущее участие России в строительстве МКС и запустить свою небольшую посещаемую высокоширотную станцию.
Тогда от этого дельного предложения отмахнулись. Теперь ясно, что зря. Кстати, в том же Центре имени Хруничева стоит сейчас почти готовый 20-тонный модуль, который был изготовлен как дублер "Зари". Его собрали на случай, если бы первый модуль Международной станции по каким-либо причинам не вышел на орбиту. Сегодня его вполне можно использовать как один из блоков национальной орбитальной станции. Надо добавить к нему еще жилой отсек, и российский "Мир-2" начнет совершать полеты над планетой. Расходы на создание такой станции не превысят 350 миллионов долларов.
Некоторые специалисты считают, что в сложившейся ситуации выгоднее вообще отказаться от роли совладельца Международной станции и перейти на контрактную систему работ. Пусть за полеты на МКС наших кораблей "Прогресс", "Союз", за управление российским сегментом американцы платят полновесной монетой. Без нас им не обойтись. Каждый запуск "Шаттла" стоит 550 миллионов долларов, а "Союза" или грузового "Прогресса" - 15-20 миллионов. Кроме финансовой стороны, важна и техническая. Наши модули "Заря", "Звезда" американцы не знают так, как российские специалисты.
Словом, мы не только сэкономим более четырех миллиардов долларов (наши предстоящие расходы на МКС), но и получим еще в полтора раза больше, перейдя на контрактную систему. Да, мы потеряем одно место на МКС, зато получим три на своей станции. И еще останутся немалые средства на развитие отечественной космонавтики.
Конечно, эти предложения не бесспорны. Но после резких действий американского президента по "усекновению" Международной станции, а также новых представлений о полезности МКС отвергать с ходу подобные предложения я бы не стал.
С такими вот настроениями встречаем мы сегодня 40-летний юбилей исторического полета Юрия Гагарина. Он, по образному выражению американского астронавта, "всех нас позвал в дорогу". Очень бы хотелось, чтобы Россия и впредь уверенно двигалась по этому пути. Для этого необходимы новая стратегия, новые подходы.