НЕУСТОЙЧИВЫЙ БАЛАНС ПАРТНЕРСТВА

Сегодня правительство Российской Федерации рассмотрит вопрос о Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте. Проект этого документа подготовлен Министерством путей сообщения совместно с Министерством экономического развития и торговли. Представленный вариант в установленном порядке прошел необходимую в таких случаях процедуру согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами. В этой работе участвовал и Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей. Накануне заседания правительства позицию по обсуждаемому вопросу изложил на пресс-конференции председатель этого профсоюза Анатолий ВАСИЛЬЕВ.

Как известно, базовым принципом большинства нынешних профсоюзов, в том числе и железнодорожников, является социальное партнерство. Профсоюз представлен и участвует в работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Расширяется и укрепляется его сотрудничество с органами законодательной и исполнительной власти.
Содержание и пафос беседы Анатолия Васильева с журналистами по всем принципиальным вопросам практически не отклонялись от этой линии.
Вместе с тем глава профсоюза неоднократно подчеркивал состязательность отношений профсоюза с властными структурами. Благодаря активной социально ориентированной деятельности профсоюза пока удается, хотя и с трудом, поддерживать определенный баланс интересов работников и работодателей в нынешней сложной социально-экономической обстановке.
А.Васильев считает, что профсоюз железнодорожников и транспортных строителей представляет собой сдерживающий противовес. Он уверен, что, если бы не этот фактор, проект имел бы вялую социальную направленность.
Прошедший в конце марта XXVII съезд отраслевого профсоюза после жарких дебатов поддержал принципы реформирования, изложенные в проекте программы. В то же время в итоговых документах форума была выражена серьезная обеспокоенность действиями отдельных министерств, которые пытаются выхолостить социальную составляющую реформы.
Накал страстей после съезда не уменьшился, а идет по нарастающей. Такого общественного резонанса на местах давно не было. Да это и понятно - будущее дороги касается, можно сказать, всех. По-прежнему стоит вопрос: либо протестно стать стеной "против", либо продолжать участвовать в проработке документа.
- Многое удалось привнести в концепцию, - сказал профсоюзный лидер, - около 70 процентов наших предложений было принято. К сожалению, среди отклоненных немало предложений с большим удельным весом. Чисто арифметический подход в"данном случае некорректен.
Профсоюз настаивал на том, чтобы в программе был специальный раздел о социальных последствиях реформы. Не прислушались. Под социальными последствиями профсоюзники имеют в виду прежде всего уровень заработной платы, социальные льготы и гарантии для железнодорожников и в целом сохранение той социальной сферы, которой заслуженно гордится МПС.
- Мы считаем, - заявил А.Васильев, - что железнодорожники за свой ответственный, связанный с психологическими перегрузками труд не получают должную зарплату. Представьте себе, к примеру, машиниста локомотива. Одна часть его поезда может растянуться далеко в ложбине, вагоны другой могут стать столбиком на подъеме. И как, по-вашему, он себя чувствует? Управлять поездом на пересеченной местности - не кота на лежанке гладить.
Социальная сфера видится двояко,- отмечалось на пресс-конференции. - С одной стороны - это неотъемлемая часть технологического, производственного процесса, связанного с безопасностью движения. Возьмем того же путевого рабочего. Живет он в вагончике, все его мысли о том, как запастись дровами на зиму, двое его детей ходят в школу за пять километров, у жены "давление", а сам он вышел в смену с зубной болью, потому что ближайший дантист - в районном центре на 43-м километре. Вопрос: можно ли такому человеку доверить шпалу или костыль?
С другой стороны, это социальное обеспечение: льготы, более облегченный доступ к образованию, здравоохранению, учреждениям культуры, спортивной базе. Они нужны, потому что железнодорожнику недоплачивают за его труд.
На переднем плане, конечно, учеба, профессиональная подготовка.
- Если учебные заведения для железнодорожников будут не отраслевыми, а Минобразования, - предупредил А.Васильев, - мы за это дорого заплатим. В наши институты идут сейчас с большой охотой, так как знают, что будут трудоустроены по специальности. Конкурс в них в полтора раза выше, чем в среднем по России.
В ходе реформирования должна быть сохранена отраслевая система здравоохранения. Сейчас в ней работает 307 больниц, 110 поликлиник и 413 поликлинических пунктов. Здесь бесплатно обслуживаются не только работники отрасли, но и значительная часть населения, не имеющая к ней непосредственного отношения. В некоторых населенных пунктах это единственная возможность получить медицинскую помощь. Отказ от дотирования лечебных учреждений неминуемо приведет к ухудшению обслуживания 5,5 млн. человек.
На балансе МПС - огромный фонд жилых помещений. Но и его не хватает. На сегодняшний день более двухсот тысяч семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Между тем из-за низких зарплат использование ипотечного кредитования пробуксовывает.
-Так что, куда ни кинь, все упирается в зарплату, - подытожил А.Васильев. - Наши оппоненты из Соцпрофа бегут впереди даже европейского паровоза. Что они предлагают? Сбросить буквально всю "социалку" и за счет этого поднять уровень заработной платы. Будет, дескать, высокая зарплата - все остальное человек купит. Это абсолютно нереально. Такая "пещерная демократия" для нас не приемлема.
Четыре года в отрасли действовало тарифное соглашение, которое фактически заблокировало рост заработной платы. И вот теперь ее уровень у железнодорожников оказался в три раза ниже, чем у работников добывающих отраслей. Тарифный пресс выдержали. Дали возможность подняться угольщикам. Во время забастовок в Кузбассе, чтобы разблокировать дорогу, выдали шахтерам до 70 тогдашних миллиардов наличными. В результате всего этого по зарплате сегодня откатились на девятое место среди сопоставимых отраслей. Средняя зарплата за январь составила 3870 рублей. А, к примеру, у работников трубопроводного транспорта - 7916,7 рубля, морского транспорта - 7689 рублей. Вот и сравните-посчитайте.
Как следствие - происходит небывалый отток рабочей силы. В прошлом году из отрасли ушли 150 тысяч человек.
По словам А.Васильева, он готовится говорить о бедственном положении работников отрасли на заседании правительства.
Лидер профсоюза железнодорожников сообщил журналистам, что он по натуре "реальный оптимист". Но его все-таки спросили, какие меры намерено принять руководство профсоюза, если правительство не согласится с ключевыми предложениями, одобренными профсоюзным съездом. Не получится ли так, что профсоюз увидит лишь хвост уходящего поезда?
- Бастовать не будем, - ответил А.Васильев. - Забастовки и митинги - удел слабых. У нас достаточно других способов. В апреле проведем пленум ЦК профсоюза, на котором примем адекватное решение. А пока будем договариваться.
Ну, что ж, как говорится, поживем - увидим.