ГЕРНОТ ЭРЛЕР: НАМ ПЕРЕВОДЧИК НЕ НУЖЕН

В работе политической комиссии принимает участие Гернот Эрлер, депутат бундестага, координатор германо-российского сотрудничества. С ним побеседовал наш корреспондент.

- Господин Эрлер, в чем смысл вашей должности, какие перед вами ставятся задачи?
- У правительства ФРГ три координатора - по германо-американским, германо-французским и теперь по германо-российским связям. Тем самым особо подчеркиваются приоритеты во внешнеполитической деятельности. Россия - один из важнейших партнеров Германии. Между нашими государствами весьма успешно развивается сотрудничество на высшем уровне. Президент Владимир Путин уже 14 раз встречался с канцлером Герхардом Шредером. Не без проблем, но последовательно крепнут и экономические связи.
Разумеется, действую не в одиночку. Во-первых, я тесно сотрудничаю с отделом МИДа, который занимается Россией, во-вторых, являюсь председателем германо-российской парламентской группы, в-третьих, активно участвую в работе Петербургского форума.
- Недавно лидер оппозиции Эдмунд Штойбер заявил, что сложилась некая "ось Берлин - Париж - Москва". Что вы думаете по этому поводу?
- История учит очень осторожно обращаться с такими терминами. Никакой "оси" не существует. У Германии, Франции и России общее мнение по крайней мере по двум проблемам: мы считаем, что были мирные возможности для разоружения Саддама и они не были исчерпаны до конца, и другое - ООН должна заниматься и нести ответственность за разрешение возникающих в мире конфликтов. Вот два главных вопроса, объединяющих наши страны. При чем здесь сомнительные рассуждения об "оси"? Я с большим уважением отношусь к деятельности Владимира Путина, который занимает четкую позицию по Ираку и в то же время не стремится нанести ущерб российско-американским связям.
- Все говорят об огромном потенциале российского рынка для немецкого бизнеса. Почему же он используется все-таки довольно скромно?
- Потенциал, с моей точки зрения, реален. Дело не только в том, что российская экономика продолжает расти. Для немецких деловых кругов очень важен крепнущий потенциал доверия. В качестве примера - Германия около трети своих потребностей в газе и нефти покрывает за счет поставок из России. В этой сфере не было никаких сбоев, несмотря на годы "холодной войны", на сложности перестроечного периода, на кризис 1998 - 1999 годов. Это значит, что Россия - очень надежный партнер. 3,5 тысячи немецких фирм оперируют на российском рынке - это тоже реальный потенциал. Причины, затрудняющие интенсификацию экономического сотрудничества, известны: недостатки законодательной базы, бюрократия, коррупция. Но для преодоления этих отрицательных явлений в России предпринимаются различные действенные меры, известно, что и высшее руководство страны прилагает большие усилия в этом направлении.
- Отражаются ли позитивные отношения на высшем уровне на связях по линии гражданских обществ наших государств?
- Пока, к сожалению, довольно слабо. И не случайно президент Путин и канцлер Шредер проявили инициативу и активно поддерживают "Петербургский диалог", главная задача которого и состоит в расширении и углублении контактов между гражданскими обществами. Мы видим реальный потенциал этого форума. Велики возможности гражданского сотрудничества по линии науки, образования, культуры. За нынешним Годом культуры России в Германии последует Год культуры Германии в России - такого масштабного взаимоприсутствия культур в наших странах еще не было. И все это глубинно и масштабно, с участием большого количества обычных граждан.
- В России при повышенном интересе к английскому языку интерес к немецкому по крайней мере не падает. А изучающих русский язык в Германии становится все меньше...
- Причин тому много, ситуацию нужно срочно и решительно исправлять. В одном Берлине живет более ста тысяч русскоговорящих, по Германии в целом, - наверное, около трех миллионов человек. Это тоже база для развития контактов гражданских обществ.
- В Европе раздаются голоса о необходимости вообще отменить визы хотя бы на Старом континенте.
- В принципе с этим не приходится спорить, но дело это очень сложное, требующее участия многих ведомств различных стран. Однако с чего-то конкретного его надо начинать, - может быть, в сфере обмена студентами? "Петербургский диалог" не принимает решений, но может высказывать идеи, формировать инициативы. Важную роль в этом контексте мог бы сыграть саммит "Россия - ЕС", который состоится в Петербурге в связи с трехсотлетием города.