Песах, или убей в себе раба. Седер первый

Песах, или убей в себе раба. Седер первый

Сегодня с заходом солнца начнётся празднования главного еврейского праздника Песах. Праздник весны, мацы и свободы посвящён воспоминанию об исходе евреев из Египта.

400 лет иудеи находились в рабстве у египтян. И сказал Бог Моисею – освободить народ свой из плена. И пришел Моисей к фараону и потребовал отпустить израильтян - искать святую землю. Не сразу согласился фараон, и обрушилась на Египет кара божья – 10 казней. Последним наказанием стала смерть всех первенцов египетских.

Кара не коснулась только иудеев, которым Бог велел заколоть ягнёнка и смазать его кровью дверные косяки. Песах так и переводится - «миновало», «прошло мимо».

И отпустил фараон иудеев, но передумал и послал колесницы. И тогда по велению посоха Моисея расступилось Красное море. Евреи ушли.

Они так спешили, что хлеб не успел взойти. С тех пор на Песах в еврейских домах не едят хлеб. Едят мацу – бездрожжевые «сухари».

В память об этих событиях сегодня вечером в синагогах всего мира пройдут праздничные богослужения. Весь еврейский мир соберётся за праздничными столами первого седера.

Самый первый седер состоялся «на чемоданах» в дикой спешке в ночь исхода из Египта – ночь на 14 нисана 1200 года д.э. Точную дату этого события определить очень трудно, поскольку единственный источник – Тора - библейское повествование, но большинство ученых датируют исход именно 1200 годом до н.э.

Именно праздник освобождения евреев из 400-летнего египетского рабства считается началом истории еврейского народа.

Грубо говоря, все еврейские праздники делятся на три группы – религиозные, исторические (иногда это совпадает, поскольку еврейская история начинается с начала мира, описанного в книге Бытия) и сельскохозяйственные. Причём в каждый праздник, кроме цикла молитв, читаются свитки. В Песах принято читать «Шир-ха-ширим» - «Песнь песней царя Соломона».

Праздник выполняет два завета: каждый еврей должен убить в себе раба (и этот «многоплановый» завет годится на все времена) и рассказать о минувшем своим детям, дабы не прервалась связующая нить.

Заканчивается каждый из двух праздничных седеров молитвенной песней – «В следующем году в Иерусалиме», ибо каждый еврей стремится в Иерусалим.