04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-8...-10°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЛЕТЕТЬ НА МАРС ИЛИ ЛУНУ?

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 12 Апреля 2007г.
Такого колотящегося пульса (180 ударов в минуту вместо обычных 66 - 68) у Юрия Гагарина не было ни до полета, ни во время пребывания на орбите, ни после приземления - только при подъеме ракеты со стартовой площадки. Он не терял выдержки, крепко спал перед пуском, был уверен в успехе, но не мог не сознавать, что является одним из главных действующих лиц беспрецедентного события, которое войдет в историю... Это было 46 лет назад - 12 апреля 1961-го. Тогда впервые житель Земли совершил прорыв за пределы родной планеты. Как далеко удалось продвинуться на этом пути за четыре с половиной десятилетия? Что впереди? Об этом в преддверии Дня космонавтики мы беседовали с Главным конструктором Центра имени Келдыша Виталием СЕМЕНОВЫМ.

В ЛУННЫХ ПЕЩЕРАХ ПОСТРОЯТ ЗАВОДЫ
- Сейчас идет много споров относительно колонизации Луны. Как вы считаете, надо там строить обитаемую базу?
- Прежде чем приступать к этому, надо знать, зачем ее строить? Лунный грунт достаточно изучен, его в свое время доставила на Землю отечественная автоматическая станция, а также американские астронавты, побывавшие на Селене. Наши луноходы, дистанционно управляемые из Центра в Симферополе, немало поездили по поверхности ночного светила...
- Может быть, Соединенные Штаты пытаются втянуть нас в никому не нужную лунную гонку, чтобы истощить российскую экономику, как в свое время перспектива "звездных войн" спровоцировала СССР на многомиллиардные расходы, из-за чего во многом и надорвалась страна?
- Я слышал такую версию... Но фактов у нас нет, а комментировать предположения не имеет смысла. Тем более что с американцами мы сейчас сотрудничаем в строительстве Международной космической станции.
- Американские политики считают, что Луна станет хорошим промежуточным пунктом на пути человека к Марсу...
- Это нерациональное решение. Гораздо эффективнее и дешевле собирать марсианский корабль на околоземной орбите. А уж если строить на Луне обитаемую станцию, то, например, для добычи и доставки на Землю кремния, алюминия, титана высокой чистоты и других энергоемких материалов, а также редкоземельных элементов. При условии, что это будет более рентабельным, чем на нашей планете. Еще один плюс - экологическая безопасность.
База может потребоваться и в интересах национальной безопасности. То, что Луну осваивать будем, не вызывает сомнений. Вопрос в том, когда? Пока аргументов, расчетов, исследований недостаточно для принятия решения.
Тем не менее над лунной программой не первый год работают российские ученые, конструкторы, производственники. И продвинулись достаточно далеко. Сегодня имеются не только принципиальные схемы лунной базы, технологии добычи тамошнего грунта, но и разработаны принципы весьма эффективной транспортной системы, которая будет действовать на трассе Земля - Луна - Земля. В основе этой системы - солнечный буксир. Используя электрические двигатели, работающий на бесплатной солнечной энергии буксир будет перевозить грузы с околоземной орбиты на окололунную и обратно. Испытания его запланированы на 2013 год.
- Для лунной базы потребуется специальная защита от опасных космических лучей?
- По одному из вариантов основные объекты - производство, склады, энергетическая зона - разместятся на глубине в несколько десятков метров внутри полой лавовой трубки. Такие пещеры обнаружены на Селене с помощью искусственных спутников, летавших вокруг ночного светила.
АВТОМАТИЧЕСКИЙ "ЛУНОКОП" --- УНИКАЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ
- Есть интересные, довольно подробные схемы добычи и переработки грунта мощным автоматическим комплексом "Лунокоп", работающим по замкнутому циклу. Детали раскрывать не буду, так как это наше ноу-хау, но об общих принципах расскажу. Итак, на Луну посылаем в собранном виде посадочную платформу, которая сможет передвигаться по поверхности спутника Земли. На "Лунокопе" автоматически раскроются 36 лепестков, образуя 12-метровую в диаметре чашу, покрытую тонким слоем алюминия. Это параболическое зеркало, фокусирующее солнечные лучи на большом металлическом шаре, установленном на этой же платформе.
Шар овивают трубки, по которым циркулирует газ аргон. Его-то и нагревают солнечные лучи. Но это уже второй этап производственного цикла. А вначале в шаре откроется люк, и специальное роботизированное заборное устройство загрузит внутрь 3 тонны лунной породы. Затем люк герметично закроется, и только после этого начнется процесс нагревания газа до 700 градусов по Цельсию.
При этом стенки сферического микроцеха раскалятся. Из лунной породы начнет выделяться водород, метан, азот, гелий, гелий-3, углекислый газ, которые будут рассортированы по отдельным емкостям. А ненужные отходы выбросят наружу. На следующем этапе после загрузки новой порции лунного грунта производственный комплекс продолжит процесс и в конце концов выдаст кислород, воду, водород... Все это будет необходимо для обитаемой лунной базы.
- Прошел ли "Лунокоп" испытания в земных условиях?
- Нет, ведь изготавливать его надо под конкретную программу, это дорогое удовольствие. Однако отдельные фрагменты проходят апробацию. Например, изготовленные из новейших материалов лепестки параболического зеркала (каждый длиной 4 метра и шириной 1,5) испытывались в барокамере Центра Келдыша и успешно выдержали экзамен.
- Если будет принято решение о строительстве на Луне обитаемой базы, допустим, в интересах национальной безопасности, в какие сроки можно выполнить это задание?
- К 2020 году. В любом случае, промышленные комплексы будут работать там во второй половине нынешнего века, когда выгодно станет добывать на Луне полезные ископаемые. К тому времени там наверняка появятся атомные электростанции.
ЭКИПАЖ ДОГОНИТ МЕЖПЛАНЕТНЫЙ КОРАБЛЬ НА КОСМИЧЕСКОМ ТАКСИ
- Что лично для вас интереснее - пилотируемая экспедиция на Луну или на Марс?
- Конечно, на Марс. Не исключено, что там удастся найти какие-либо формы внеземной жизни. Кроме того, именно Марс может стать для человечества запасной планетой, если Земля погибнет в результате космической катастрофы. Наконец на Марсе целесообразно разместить передовой пост защиты Земли от астероидов, столкновение которых с нашей планетой имело бы непредсказуемые последствия. Словом, высадка людей на Красную планету будет великим событием. Немаловажно и то, что подготовка экспедиции потребует революционных, прорывных технологий. Про Луну этого не скажешь, туда можно лететь и на существующей технике.
- Америка планирует высадить свой экипаж на Марс в 2030 году...
- Россия могла бы сделать это намного раньше, например, в 2020-м. Ведь уже более 7 лет наши ведущие НИИ, КБ и предприятия вплотную занимаются марсианским проектом. Готовность его оценивается в 35 процентов. Это немало. По ряду конструкций от чертежей и схем перешли к отработке, испытаниям моделей, узлов и элементов на стендах, в барокамере. Словом, неразрешимых технических проблем не осталось. Все зависит теперь от объема финансирования и политических решений - будет ли полет международным или каждая страна захочет самостоятельно штурмовать далекий Марс?
- За эти семь лет наш марсианский проект несколько раз переделывался. Как сейчас выглядит межпланетный комплекс?
- Его будут собирать из отдельных блоков на околоземной орбите. Общая масса - 366 тонн, в том числе 180 тонн топлива. Если к тому времени начнем эксплуатировать создаваемую сейчас тяжелую ракету "Ангара-7" грузоподъемностью 35-37 тонн, то потребуется 10 запусков. А при использовании хорошо зарекомендовавшего себя "Протона", пусков будет 18. Схема полета выглядит так. Собранный на орбите межпланетный комплекс отправляется в далекий путь без экипажа, в автоматическом режиме. Работают электрические двигатели, поэтому скорость наращивается медленно. Комплекс разгоняется по спирали, витки вокруг Земли становятся все более удаленными. Траектория то и дело ныряет в радиационные пояса, где всегда высокий уровень опасного для человека излучения. Через три месяца, когда комплекс отдалится от Земли на 20 тысяч километров, с Байконура на космическом такси, проще говоря, на сравнительно небольшом пилотируемом корабле стартует экипаж из шести человек. За трое суток они догоняют межпланетный комплекс, стыкуются и переходят на его борт.
Через десять месяцев подлетают к окрестностям Марса. Межпланетный корабль с тремя членами экспедиции остается на 400-километровой марсианской орбите. А три других космонавта внутри взлетно-посадочного комплекса опускаются на поверхность Красной планеты. 30 или 60 суток работают, изучают неведомый мир. Затем взлетный модуль доставляет их на межпланетный комплекс, и экспедиция отправляется в обратный путь. Правда, по одному из вариантов в первых двух полетах на поверхность Марса экипаж не спускается, а направляет туда автоматический аппарат. Но, может быть, этот план будет пересмотрен.
Вернутся на землю все шестеро в том же космическом такси, в котором и стартовали. А межпланетный экспедиционный комплекс останется на околоземной орбите до следующего рейса к Марсу.
- Во что обойдется реализация столь грандиозного проекта?
- Если это будет российский полет, причем с высадкой на Марс, то стоимость его оценивается в 15 миллиардов долларов, а если международный - 25 (за рубежом дороже рабочая сила, производство, материалы). Можно на первый раз ограничиться только облетом Марса, тогда стоимость снизится на 40 процентов.
МОЖНО ИЗМЕНИТЬ ТРАЕКТОРИЮ ЗЕМЛИ...
- Дальше Марса пока не заглядывали?
- Почему же, изучали идею полета экипажа к Юпитеру. Это возможно, но нужна ядерная энергетическая установка. Другая заманчивая цель - высадка на Фобосе, на той его стороне, которая обращена к Марсу. Хорошее место для создания жилой базы. С одной стороны членов экипажа будет защищать от космического излучения сам Марс, с другой - масса Фобоса. Оптимальное решение. Можно жить на Фобосе, и работать вахтовым методом на Марсе. На Фобосе целесообразно разместить и заправочную станцию для межпланетных кораблей.
- Крупнейшие ученые мира весьма обеспокоены тем, что, как показали расчеты, через несколько десятилетий может произойти столкновение крупного астероида с Землей. Предлагаются разные проекты, в том числе и мощный взрыв на приближающемся небесном теле. Есть ли свои разработки у Центра Келдыша?
- Конечно. Эту опасность нельзя недооценивать. Открытый в 2004-м астероид Апофис диаметром от 300 до 400 метров приблизится в 2029 году к Земле на расстояние около 40 тысяч километров. Если он войдет в околоземное космическое пространство под определенным углом и в определенной области, то в 2036-м протаранит нашу планету. Это будет равносильно взрыву 65 тысяч атомных хиросимских бомб. Значит, задача в том, чтобы заранее изменить траекторию Апофиса. Однако взрывать его атомной или другой бомбой, на наш взгляд, нельзя. Образуются крупные осколки, которые, упав на Землю, могут принести много бед. Поэтому в Центре Келдыша разработана другая схема.
Автоматический корабль подлетит к Апофису, и специальное устройство направит к нему мощный электронный пучок. С его помощью будет разогреваться один и тот же участок на астероиде. Температура там поднимется выше 1,5 тысячи градусов. Будут непрерывно испаряться газы, твердые материалы... На астероид при этом начнет действовать вектор силы, направленный в противоположную сторону. При длительном (5 - 10 лет) непрерывном нагреве траектория Апофиса существенно сместится, и он пролетит мимо Земли. В качестве источника энергии можно использовать либо солнечную, либо ядерную. Если этот вариант будет принят, то начинать работы надо уже в ближайшие годы, иначе времени не хватит. Понятно, это должен быть международный проект.
- Можно ли таким же способом сдвинуть траекторию Земли, Луны?
- Разумеется. Но делать этого не стоит, ибо вмешательство в небесный механизм может иметь опаснейшие последствия.
Беседу вел


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников