17 октября 2017г.
МОСКВА 
12...14°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.34   € 67.46
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЛЕТЕТЬ НА МАРС ИЛИ ЛУНУ?

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 12 Апреля 2007г.
Такого колотящегося пульса (180 ударов в минуту вместо обычных 66 - 68) у Юрия Гагарина не было ни до полета, ни во время пребывания на орбите, ни после приземления - только при подъеме ракеты со стартовой площадки. Он не терял выдержки, крепко спал перед пуском, был уверен в успехе, но не мог не сознавать, что является одним из главных действующих лиц беспрецедентного события, которое войдет в историю... Это было 46 лет назад - 12 апреля 1961-го. Тогда впервые житель Земли совершил прорыв за пределы родной планеты. Как далеко удалось продвинуться на этом пути за четыре с половиной десятилетия? Что впереди? Об этом в преддверии Дня космонавтики мы беседовали с Главным конструктором Центра имени Келдыша Виталием СЕМЕНОВЫМ.

В ЛУННЫХ ПЕЩЕРАХ ПОСТРОЯТ ЗАВОДЫ
- Сейчас идет много споров относительно колонизации Луны. Как вы считаете, надо там строить обитаемую базу?
- Прежде чем приступать к этому, надо знать, зачем ее строить? Лунный грунт достаточно изучен, его в свое время доставила на Землю отечественная автоматическая станция, а также американские астронавты, побывавшие на Селене. Наши луноходы, дистанционно управляемые из Центра в Симферополе, немало поездили по поверхности ночного светила...
- Может быть, Соединенные Штаты пытаются втянуть нас в никому не нужную лунную гонку, чтобы истощить российскую экономику, как в свое время перспектива "звездных войн" спровоцировала СССР на многомиллиардные расходы, из-за чего во многом и надорвалась страна?
- Я слышал такую версию... Но фактов у нас нет, а комментировать предположения не имеет смысла. Тем более что с американцами мы сейчас сотрудничаем в строительстве Международной космической станции.
- Американские политики считают, что Луна станет хорошим промежуточным пунктом на пути человека к Марсу...
- Это нерациональное решение. Гораздо эффективнее и дешевле собирать марсианский корабль на околоземной орбите. А уж если строить на Луне обитаемую станцию, то, например, для добычи и доставки на Землю кремния, алюминия, титана высокой чистоты и других энергоемких материалов, а также редкоземельных элементов. При условии, что это будет более рентабельным, чем на нашей планете. Еще один плюс - экологическая безопасность.
База может потребоваться и в интересах национальной безопасности. То, что Луну осваивать будем, не вызывает сомнений. Вопрос в том, когда? Пока аргументов, расчетов, исследований недостаточно для принятия решения.
Тем не менее над лунной программой не первый год работают российские ученые, конструкторы, производственники. И продвинулись достаточно далеко. Сегодня имеются не только принципиальные схемы лунной базы, технологии добычи тамошнего грунта, но и разработаны принципы весьма эффективной транспортной системы, которая будет действовать на трассе Земля - Луна - Земля. В основе этой системы - солнечный буксир. Используя электрические двигатели, работающий на бесплатной солнечной энергии буксир будет перевозить грузы с околоземной орбиты на окололунную и обратно. Испытания его запланированы на 2013 год.
- Для лунной базы потребуется специальная защита от опасных космических лучей?
- По одному из вариантов основные объекты - производство, склады, энергетическая зона - разместятся на глубине в несколько десятков метров внутри полой лавовой трубки. Такие пещеры обнаружены на Селене с помощью искусственных спутников, летавших вокруг ночного светила.
АВТОМАТИЧЕСКИЙ "ЛУНОКОП" --- УНИКАЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ
- Есть интересные, довольно подробные схемы добычи и переработки грунта мощным автоматическим комплексом "Лунокоп", работающим по замкнутому циклу. Детали раскрывать не буду, так как это наше ноу-хау, но об общих принципах расскажу. Итак, на Луну посылаем в собранном виде посадочную платформу, которая сможет передвигаться по поверхности спутника Земли. На "Лунокопе" автоматически раскроются 36 лепестков, образуя 12-метровую в диаметре чашу, покрытую тонким слоем алюминия. Это параболическое зеркало, фокусирующее солнечные лучи на большом металлическом шаре, установленном на этой же платформе.
Шар овивают трубки, по которым циркулирует газ аргон. Его-то и нагревают солнечные лучи. Но это уже второй этап производственного цикла. А вначале в шаре откроется люк, и специальное роботизированное заборное устройство загрузит внутрь 3 тонны лунной породы. Затем люк герметично закроется, и только после этого начнется процесс нагревания газа до 700 градусов по Цельсию.
При этом стенки сферического микроцеха раскалятся. Из лунной породы начнет выделяться водород, метан, азот, гелий, гелий-3, углекислый газ, которые будут рассортированы по отдельным емкостям. А ненужные отходы выбросят наружу. На следующем этапе после загрузки новой порции лунного грунта производственный комплекс продолжит процесс и в конце концов выдаст кислород, воду, водород... Все это будет необходимо для обитаемой лунной базы.
- Прошел ли "Лунокоп" испытания в земных условиях?
- Нет, ведь изготавливать его надо под конкретную программу, это дорогое удовольствие. Однако отдельные фрагменты проходят апробацию. Например, изготовленные из новейших материалов лепестки параболического зеркала (каждый длиной 4 метра и шириной 1,5) испытывались в барокамере Центра Келдыша и успешно выдержали экзамен.
- Если будет принято решение о строительстве на Луне обитаемой базы, допустим, в интересах национальной безопасности, в какие сроки можно выполнить это задание?
- К 2020 году. В любом случае, промышленные комплексы будут работать там во второй половине нынешнего века, когда выгодно станет добывать на Луне полезные ископаемые. К тому времени там наверняка появятся атомные электростанции.
ЭКИПАЖ ДОГОНИТ МЕЖПЛАНЕТНЫЙ КОРАБЛЬ НА КОСМИЧЕСКОМ ТАКСИ
- Что лично для вас интереснее - пилотируемая экспедиция на Луну или на Марс?
- Конечно, на Марс. Не исключено, что там удастся найти какие-либо формы внеземной жизни. Кроме того, именно Марс может стать для человечества запасной планетой, если Земля погибнет в результате космической катастрофы. Наконец на Марсе целесообразно разместить передовой пост защиты Земли от астероидов, столкновение которых с нашей планетой имело бы непредсказуемые последствия. Словом, высадка людей на Красную планету будет великим событием. Немаловажно и то, что подготовка экспедиции потребует революционных, прорывных технологий. Про Луну этого не скажешь, туда можно лететь и на существующей технике.
- Америка планирует высадить свой экипаж на Марс в 2030 году...
- Россия могла бы сделать это намного раньше, например, в 2020-м. Ведь уже более 7 лет наши ведущие НИИ, КБ и предприятия вплотную занимаются марсианским проектом. Готовность его оценивается в 35 процентов. Это немало. По ряду конструкций от чертежей и схем перешли к отработке, испытаниям моделей, узлов и элементов на стендах, в барокамере. Словом, неразрешимых технических проблем не осталось. Все зависит теперь от объема финансирования и политических решений - будет ли полет международным или каждая страна захочет самостоятельно штурмовать далекий Марс?
- За эти семь лет наш марсианский проект несколько раз переделывался. Как сейчас выглядит межпланетный комплекс?
- Его будут собирать из отдельных блоков на околоземной орбите. Общая масса - 366 тонн, в том числе 180 тонн топлива. Если к тому времени начнем эксплуатировать создаваемую сейчас тяжелую ракету "Ангара-7" грузоподъемностью 35-37 тонн, то потребуется 10 запусков. А при использовании хорошо зарекомендовавшего себя "Протона", пусков будет 18. Схема полета выглядит так. Собранный на орбите межпланетный комплекс отправляется в далекий путь без экипажа, в автоматическом режиме. Работают электрические двигатели, поэтому скорость наращивается медленно. Комплекс разгоняется по спирали, витки вокруг Земли становятся все более удаленными. Траектория то и дело ныряет в радиационные пояса, где всегда высокий уровень опасного для человека излучения. Через три месяца, когда комплекс отдалится от Земли на 20 тысяч километров, с Байконура на космическом такси, проще говоря, на сравнительно небольшом пилотируемом корабле стартует экипаж из шести человек. За трое суток они догоняют межпланетный комплекс, стыкуются и переходят на его борт.
Через десять месяцев подлетают к окрестностям Марса. Межпланетный корабль с тремя членами экспедиции остается на 400-километровой марсианской орбите. А три других космонавта внутри взлетно-посадочного комплекса опускаются на поверхность Красной планеты. 30 или 60 суток работают, изучают неведомый мир. Затем взлетный модуль доставляет их на межпланетный комплекс, и экспедиция отправляется в обратный путь. Правда, по одному из вариантов в первых двух полетах на поверхность Марса экипаж не спускается, а направляет туда автоматический аппарат. Но, может быть, этот план будет пересмотрен.
Вернутся на землю все шестеро в том же космическом такси, в котором и стартовали. А межпланетный экспедиционный комплекс останется на околоземной орбите до следующего рейса к Марсу.
- Во что обойдется реализация столь грандиозного проекта?
- Если это будет российский полет, причем с высадкой на Марс, то стоимость его оценивается в 15 миллиардов долларов, а если международный - 25 (за рубежом дороже рабочая сила, производство, материалы). Можно на первый раз ограничиться только облетом Марса, тогда стоимость снизится на 40 процентов.
МОЖНО ИЗМЕНИТЬ ТРАЕКТОРИЮ ЗЕМЛИ...
- Дальше Марса пока не заглядывали?
- Почему же, изучали идею полета экипажа к Юпитеру. Это возможно, но нужна ядерная энергетическая установка. Другая заманчивая цель - высадка на Фобосе, на той его стороне, которая обращена к Марсу. Хорошее место для создания жилой базы. С одной стороны членов экипажа будет защищать от космического излучения сам Марс, с другой - масса Фобоса. Оптимальное решение. Можно жить на Фобосе, и работать вахтовым методом на Марсе. На Фобосе целесообразно разместить и заправочную станцию для межпланетных кораблей.
- Крупнейшие ученые мира весьма обеспокоены тем, что, как показали расчеты, через несколько десятилетий может произойти столкновение крупного астероида с Землей. Предлагаются разные проекты, в том числе и мощный взрыв на приближающемся небесном теле. Есть ли свои разработки у Центра Келдыша?
- Конечно. Эту опасность нельзя недооценивать. Открытый в 2004-м астероид Апофис диаметром от 300 до 400 метров приблизится в 2029 году к Земле на расстояние около 40 тысяч километров. Если он войдет в околоземное космическое пространство под определенным углом и в определенной области, то в 2036-м протаранит нашу планету. Это будет равносильно взрыву 65 тысяч атомных хиросимских бомб. Значит, задача в том, чтобы заранее изменить траекторию Апофиса. Однако взрывать его атомной или другой бомбой, на наш взгляд, нельзя. Образуются крупные осколки, которые, упав на Землю, могут принести много бед. Поэтому в Центре Келдыша разработана другая схема.
Автоматический корабль подлетит к Апофису, и специальное устройство направит к нему мощный электронный пучок. С его помощью будет разогреваться один и тот же участок на астероиде. Температура там поднимется выше 1,5 тысячи градусов. Будут непрерывно испаряться газы, твердые материалы... На астероид при этом начнет действовать вектор силы, направленный в противоположную сторону. При длительном (5 - 10 лет) непрерывном нагреве траектория Апофиса существенно сместится, и он пролетит мимо Земли. В качестве источника энергии можно использовать либо солнечную, либо ядерную. Если этот вариант будет принят, то начинать работы надо уже в ближайшие годы, иначе времени не хватит. Понятно, это должен быть международный проект.
- Можно ли таким же способом сдвинуть траекторию Земли, Луны?
- Разумеется. Но делать этого не стоит, ибо вмешательство в небесный механизм может иметь опаснейшие последствия.
Беседу вел


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.