БАНКРОТ С ДЕНЬГАМИ?

В первых числах апреля пресс-служба Калининградского янтарного комбината распространила сенсационное сообщение.

Комбинат восстановил платежеспособность, там уже работают представители стратегического партнера - алмазодобывающей компании АЛРОСА, которая с конца минувшего года по поручению правительства РФ занимается вопросами вывода предприятия из кризиса. Но пресс-служба умолчала о том, что в этот же момент на комбинат прибыла с проверкой большая группа работников ФСБ и областных властей. "Труд" обратился за комментариями к министру промышленности регионального правительства Николаю Власенко.
- Николай Владимирович, можете объяснить, что происходит?
- Нас настораживает тот факт, что за истекший год, при снижении объемов добычи янтаря в 2 раза по сравнению с предыдущими годами, вдруг появилась прибыль, которой хватило на погашение 125 миллионов рублей долга перед кредиторами... Удивительная вещь! Но при этом выросли долги по новым контрактам, так называемая дебиторская задолженность. Она была зафиксирована налоговыми органами. А руководство комбината говорит о чистой прибыли...
К сожалению, деятельность комбината не прозрачна, может быть, отсюда и интерес ФСБ к этому предприятию. Честно говоря, нам хотелось бы большей информированности о работе комбината. Мы тоже не совсем понимаем, что там происходит. Много вопросов и к конкурсной управляющей, и к исполнительному директору.
- Вы сказали - неожиданное погашение задолженности... Как это можно расценить?
- Как говорил один американский экономист, оборот - это факт, а прибыль - это искусство. На самом деле сформировать прибыль у любого предприятия можно искусственно - снизив амортизацию, убрав различные затраты... Как любое непонятное действие, неожиданно возникшая платежеспособность Янтарного комбината вызывает вопросы. Было бы очень интересно посмотреть всю документацию комбината...
- Какова сегодня роль АЛРОСА? Этот мощный инвестор был привлечен на комбинат при участии правительства РФ и губернатора Георгия Бооса...
- АЛРОСА высказывала намерение взять комбинат в управление, погасить за него задолженность, вложить деньги в его развитие, но пока и это не получается сделать. Опять же не ясно, по каким причинам. Нам хотелось бы понять действия руководителей комбината, их стратегию.
- Недавно ваше министерство проводило совещание с представителями переработчиков янтаря, на котором вновь обсуждался больной вопрос: где брать сырье?
- Мы предлагали и предлагаем понятную и простую схему распределения - создание товарной янтарной биржи, на которой можно было бы приобретать сырье как местному обработчику, так и иностранному. Почему жалуются обработчики? Даже не потому, что высокая цена, а просто физически невозможно купить янтарь, а ценообразование носит закрытый характер. За границу янтарь уходит по одной цене, на внутреннем рынке - по другой. Биржа убрала бы, мне кажется, момент спекуляции при продаже янтаря. Какие бы ни были идеальные собственники, если они сидят на монопольной продукции, у них всегда будет соблазн сделать цену такую, какая им нравится. С представителями АЛРОСЫ мы обсуждали эту концепцию, и они согласились с ней.