ВЫЖИВШИЙ НА "ТИТАНИКЕ"

- Среди 2228 пассажиров "Титаника" действительно было немало выходцев из царской России, -

- Среди 2228 пассажиров "Титаника" действительно было немало выходцев из царской России, - рассказывает Анна Михайловна. - Почему-то долгое время считалось, что во время катастрофы спаслись все русские женщины-путешественницы, а из мужчин - только мой отец. Ради исторической справедливости скажу, что на самом деле спасшихся мужчин было гораздо больше: насколько нам известно, немало их потомков живут в Ростовской области, в Закав-казье...
- Анна Михайловна, а как бедный осетинский парень оказался на борту "Титаника"?
- Его настоящее имя Мурзакан Бибаевич Кучиев. В Америку он поехал на заработки: собирался построить дом и жениться. В то время за океан из Северной Осетии отправлялись многие мечтающие разбогатеть в далекой стране. Еще раньше туда уехали его двоюродные братья. В марте 1912 года отец попал в Петербург, а оттуда в Шербур, во Францию, затем - в Англию.
В английском порту Саутгемптон девятнадцатилетний осетин взял билет третьего класса на "Титаник". Морское плавание он переносил плохо.
- От пароходной пищи у него на третий день пути разболелся желудок, - продолжает Анна Михайловна. - Позже отец, вспоминая перипетии путешествия, рассказывал, что накануне гибели "Титаника" он долго не мог заснуть из-за колик. В полночь поднялся на палубу. Это его и спасло.
Кучиев не видел, как айсберг проплыл мимо судна, протаранив борт. Почувствовал лишь толчок. Потом поднялся переполох на палубах, и он догадался, что случилась беда.
- Деду удалось вывернуться из толпы, и он выпрыгнул за борт без спасательного пояса, - продолжает рассказ внучка Индира. - Если бы не бревно, оказавшееся неподалеку, он наверняка бы погиб.
- В фильме Джеймса Кэмерона есть щемящие кадры, когда пассажиры тонущего лайнера пытаются помочь друг другу. А как было на самом деле?
- Деду было тяжело говорить об этом, он чувствовал какую-то вину. Была жуткая паника, каждый думал о себе. Обезумевшие от страха пассажиры третьего класса, которых вовремя не предупредили об опасности, так и остались в трюмах.
- Отец действительно долго переживал тот кошмар. Дело в том, что, когда прыгнул в ледяную воду, он почувствовал, что чьи-то руки обхватили его шею. Это была женщина, от которой он пытался освободиться, - выдает семейную тайну Анна Михайловна. - Несколько минут они боролись за жизнь, руки незнакомки разжались, и она исчезла в глубине
Михаил поплыл прочь от места трагедии. Холода не чувствовал, хотя понимал, что долго не выдержит в ледяной воде. Очнулся утром на борту парохода "Карпатия", который подобрал оставшихся в живых пассажиров "Титаника". На следующий день его встретил Нью-Йорк. На сушу Кучиева вынесли на носилках, так как ноги после пребывания в ледяной воде отказали.
- Деда привезли в один из госпиталей, где лечили за счет компании - владельца "Титаника" -"Уайт Стар Лайн", - говорит Индира. - Компания выплатила ему компенсацию. Через два года, поработав на лесозаготовках, он с 200 долларами - целым состоянием по тем временам - вернулся в родную Осетию богатым человеком. Построил двухэтажный дом, который стоит и до сих пор, обзавелся хозяйством.
Октябрьская революция, а затем и гражданская война перевернули жизнь Кучиева. Вместе со старшим братом, бывшим офицером царской армии, он был "за Советы". Создавал коммуны в родном селе, возглавил местную милицию. В начале 30-х, когда на Кавказе начался голод, Михаил Иванович подался на заработки в Среднюю Азию. Вернувшись в родное село, сразу попал под раскулачивание и был сослан.
- В 1934 году отец бежал из ссылки, похитив меня с братом из детского дома, - вспоминает Анна Михайловна. - Без паспорта, документов мы добрались до Осетии. Но там он не мог долго скрываться, мы перебрались в Баку. Жили тяжело, отец решил попытать счастья и уехал в поисках работы в Таджикистан. Его арестовали в 1937 году в Хороге. Приговор суда: ссылка на Дальний Восток. В лагере он и погиб - замерз на лесоповале. Мы так и не узнали, где он похоронен. Всю жизнь он боялся морозов, холода.
- Я слышала, что несколько западных компаний планируют построить точную копию "Титаника", чтобы отправить его в плавание по тому самому маршруту из Европы в Америку. Вы не хотели бы оказаться на его борту?
- К чему? А вот пролететь над тайгой, чтобы сбросить венок памяти отцу и деду, хотелось бы...
ИЗ ДОСЬЕ
"Титаник" был спущен на воду 31 мая 1911 года со стапелей судостроительной фирмы "Харланд энд Вульф" в городе Белфаст. 10 апреля 1912 года лайнер отправился из английского порта Саутгемптон в свой первый и последний рейс до Нью-Йорка.
На борту находилось порядка 2228 человек, включая 900 членов экипажа. "Титаник" врезался в айсберг в 23.30 14 апреля. А спустя три часа - в 2.20 полностью затонул.
В шлюпки удалось сесть только 700 пассажирам и членам экипажа. 1500 человек погибли.
Ближайшим к "Титанику", в 58 милях от места крушения, судном оказался английский лайнер "Карпатия". Добраться до места катастрофы ему удалось лишь к 4 часам утра. Именно "Карпатия" забрала всех выживших пассажиров "Титаника" и вечером 18 апреля доставила их в Нью-Йорк.