Горькая весть пришла из Америки: не дожив несколько месяцев до своего 85-летия, умер писатель Курт Воннегут. Это утрата - из разряда невосполнимых не только для американской литературы. Не зря друг и коллега Воннегута Грэм Грин называл его "самым талантливым из ныне живущих писателей".

Курт Воннегут прожил долгую, яркую, насыщенную бурными событиями жизнь. В 1943 году он добровольцем ушел на войну, был ранен, попал в плен, в лагере под Дрезденом пережил страшную бомбежку. Чудом выжив и вернувшись в Америку, пробовал себя в разных качествах. Он успел поработать полицейским репортером, учителем в школе для умственно отсталых детей, торговым представителем концерна "Сааб"…

Этот уникальный, жизненный опыт позже воплотился в его самобытном творчестве, которое не укладывается в традиционные рамки. Он был настоящим новатором в американской литературе, смело смешивая в своих романах реализм и фантастику, иронию и гротеск, острую сатиру на "общество потребления" и нежность по отношению к простому человеку, что по-своему роднит его с традициями русской прозы. Не случайно американский писатель на протяжении десятилетий был нашим мудрым другом и собеседником. В СССР, а затем в России были изданы все главные вещи Воннегута: "Бойня номер пять", "Сирены Титана", "Колыбель для кошки", "Галапагос", "Завтрак для чемпионов", "Фокус-покус", "Времятрясение"…

Порой создается впечатление, что у нас его ценили и любили даже больше, чем в самой Америке, где его творчество почему-то не было отмечено литературными премиями, которых он, безусловно, заслуживал. Может, виной тому - независимость творческой позиции Курта Воннегута, его трезвый и горький взгляд на свою страну, на окружающую его действительность? Он не принимал технотронную цивилизацию, закабаленность человека лишними вещами, люто ненавидел тщеславную гонку за престижными марками и моделями…

Несколько лет назад в своем блистательном эссе "Закрытие Америки" он с горечью писал: "Много лет назад я был настолько невежествен, что полагал, будто со временем мы, американцы, обретем человеческий разум, а с ним и человеческое подобие, о чем мечтало так много замечательных людей моего поколения. О такой Америке мы мечтали в годы Великой депрессии, когда у нас не было ни хлеба, ни работы. За эту мечту мы умирали в годы второй мировой войны, когда весь мир оказался под угрозой. Однако теперь я уже понимаю, что у нас не осталось ни единого шанса на наше человеческое становление и наше разумное бытие на земле, которая именуется "Америкой".

С уходом Курта Воннегута читающее человечество потеряло выдающегося писателя, глубокого мыслителя и просто порядочного, честного человека.

Леонид ПАВЛЮЧИК