Зуд прихватизации

Кто и зачем подталкивает Владимира Путина к распродаже госкомпаний

Под огонь критики попал премьер, причем за месяц до инаугурации на высший государственный пост. Владимира Путина обвинили в «невыполнении поручения президента Дмитрия Медведева». Поводом послужила отмена назначенного на минувший вторник правительственного совещания, посвященного перспективам приватизации «Роснефти», «Транснефти», «Зарубежнефти», ФСК и «Русгидро» — основных наполнителей федерального бюджета.

Министерство экономического развития и стоящая за ним группа высокопоставленных чиновников надеялись на этом совещании получить-таки согласие на начало продаж госпакетов акций крупнейших компаний российского ТЭК. А затем и на разгосударствление других наиболее привлекательных госактивов — «Совкомфлота», «Ростелекома», Сбербанка, Объединенной зерновой компании, Российских железных дорог и т. д.

Эти киты российской экономики, а также госпакеты акций 809 акционерных обществ и 114 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) были предложены к продаже Минфином и Мин-экономразвития еще летом 2010 года. Причин называлось две: финансовая — ожидаемый дефицит денег в казне — и стратегическая — необходимость избавиться от предприятий, «не обеспечивающих выполнение государственных функций РФ».

Тогда, два года назад, принципиальных возражений ни от кого не последовало. Тем более что в проекте программы «новой приватизации» записали: «Конкретные сроки и способы приватизации этих компаний будут определяться с учетом конъюнктуры рынка, координации продаж с процессами приватизации акций компаний соответствующих отраслей, а также рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов».

Отдать по дешевке?

Но конъюнктура рынка складывалась не в нашу пользу. И первым это понял Сбербанк. «К сожалению, сегодня ситуация в мировой экономике такова, что в 2012 году вряд ли удастся провести приватизацию Сбербанка», — заявила зампред правления Белла Златкис. При этом подтвердила свою позицию: государство должно сокращать свою долю в банках. Что вовсе не означает необходимости спешки с раздачей активов за бесценок.

Правительство и администрация президента согласились с такой позицией.

Но совсем иная реакция последовала из Кремля, когда речь зашла об отсрочке приватизации ведущих предприятий ТЭК, хотя и по тем же причинам. Например, компания «Русгидро», владеющая львиной частью российской гидроэнергетики, сегодня находится в полуразобранном состоянии: для обеспечения гарантированной надежности работы ей пока не хватает некоторых активов, а другие обветшали и требуют приведения в порядок. Общий вывод: для текущей работы состояние компании удовлетворительное, но для выгодной продажи — увы.

Весьма авторитетные эксперты, не говоря уже о топ-менеджменте, заявляют: оптимальное время продажи «Русгидро» настанет всего через три-пять лет, когда капитализация ее подрастет с нынешних 316 млрд рублей более чем вдвое — до 600 млрд. А там и мировая экономика полностью выйдет из кризиса, чтобы по достоинству оценить российскую гидроэнергетику и сформировать соответствующий спрос.

Аналогичная ситуация с «Роснефтью», которая наконец стала крупнейшим игроком на шельфе, с множеством еще недооцененных, но многообещающих проектов. Продавать компанию в такой момент было бы несомненной глупостью, заявляют ведущие мировые аналитики.

Но тем громогласнее и настойчивее выступают лоббисты ускоренной приватизации самых лакомых государственных активов. Помощник президента по экономике Аркадий Дворкович заявил, что «ждать максимально благоприятной конъюнктуры власти не будут», надо «предлагать больше акций, чем запланировано» и «более ускоренными темпами». Его поддержал первый вице-премьер Игорь Шувалов, также выступивший за «серьезную приватизацию».

Казне денег хватает

А ведь экономическая ситуация в стране изменилась, в казну уже поступает значительно больше денег. Федеральный бюджет 2011 года свели с профицитом в 300 млрд рублей. Ожидания на нынешний, 2012 год тоже вполне благоприятны, и за I квартал доходы уже выросли на 23,6%. С мая—июня ожидается возобновление притока иностранного капитала.

То есть актуальный для 2010 года финансовый аргумент в пользу ускоренной распродажи себя исчерпал. Нынешняя ситуация вполне позволяет взять за основу другую, совершенно здравую идею последовательного и планомерного сокращения присутствия государства в экономике ради структурных изменений. Как утверждают многие авторитетные экономисты, пришло время массового разгосударствления подавляющего большинства имеющихся в стране 3,517 тысячи федеральных государственных унитарных предприятий, большинство которых экономически неэффективны — как правило, из-за плохого управления, отсутствия настоящего хозяина. Но об этой части приватизационного плана России, созданного под инновационными лозунгами всего два года назад, никто не вспоминает. Почему?

А ведь государство владеет пакетами акций 2,95 тысячи акционерных обществ, составляющих львиную долю отечественной экономики. И лишь считанные единицы из них по-настоящему помогают исполнению самых важных федеральных функций — финансированию социальной сферы и оборонных нужд, поддержанию авторитета, веса и влияния России на международном уровне.

Но именно эти опоры оте-чественной экономики нам и предлагают вполне по-шариковски: отобрать и поделить. Зачем?

Слишком много на кону

В кулуарах некоторых госструктур поговаривают о «состоятельных людях», очень заинтересованных в том, чтобы продажа госактивов состоялась как можно скорее, пока не исполнились прогнозы аналитиков о многократном подорожании. Скорее всего, эти люди стоят и за обвинениями в адрес противников «дешевых распродаж» и самого премьера. Их можно понять. Деловая пресса предположила, что «когда Путин станет президентом, у него появится возможность поручить правительству вовсе отказаться от расширения программы приватизации, например из-за неблагоприятной конъюнктуры, или заново оценить необходимость такого решения:»

То есть на кону стоят такие огромные деньги, из-за которых заинтересованные лица не побоялись выступить даже против завтрашнего президента! Обвинив его в невыполнении поручения президента уже почти вчерашнего. Отчаянные люди!

Но не все измеряется деньгами. Бездумная приватизация важнейших, ключевых компаний может принести и иные, более дорогостоящие сюрпризы.

К примеру, компанию «Транснефть» — главный инструмент государственного влияния на нефтяные потоки, текущие по стране и за рубеж, — Минэкономразвития предлагает приватизировать лишь на 3,1%, выручив за акции около 100 млн долларов. Но мало кто знает, что продажа любой доли акций «Транснефти» меняет сами принципы корпоративного управления этой компанией, ибо дает будущему покупателю право вето по любой сделке, где заинтересованной стороной выступает Российская Федерация (государство по таким сделкам голосовать не сможет, только частные акционеры). И, купив считанные проценты акций, эти миноритарии смогут решать судьбу многих стратегических проектов, за которыми стоят интересы всей России.

Аналогичные подводные камни могут оказаться и у предлагаемых приватизационных сделок с другими активами.

Так и хочется спросить: а предлагать Родину к продаже не пробовали?

P. S. Во вторник вице-премьер Шувалов пообещал, что совещание у премьера по вопросам приватизации все-таки состоится и график аукционов будет утвержден.

Ну что ж, посмотрим.

Голоса

Максим Шевченко, политолог:

— Я сторонник развитого капитализма, дешевого кредита, причем не сугубо потребительского, а идущего на развитие производства. Сегодня такой кредит в России получить невозможно. Поэтому в принципе неважно, что говорят Дворкович и его единомышленники на тему приватизации и прочего. Совершенно независимо от их аргументации и каких-то предпринимаемых действий в России продолжает существовать бандитско-либеральный капитализм, который не имеет ничего общего со свободой рынка, свободой бизнеса, свободой инвестиций.

Все это — рулетка. И полагаю, что рано или поздно ее организаторы, устроители, крупье наряду с другими жуликами и фальшивомонетчиками будут отвечать перед народом, который давно хочет нормальных, вменяемых правил игры.

А все эти ожидаемые либералами ускоренные приватизации — всего лишь игры пяти-шести олигархических групп, которые намерены разыграть между собой ставки в миллиарды и триллионы.

Какое отношение к этому имеет страна? Ей просто позволено как-то существовать на фоне этого.

Юрий Крупнов, председатель Движения развития:

— Откуда такая поспешность в желании сбагрить в частные руки принадлежащие государству пакеты акций? Ведь на протяжении двух десятилетий приватизация того или иного предприятия еще ни разу не приводила автоматически к повышению его эффективности. Наоборот, многие сменили профиль, а то и перестали существовать вообще. В целом деиндустриализация промышленности явилась следствием первой волны приватизации в 1990-е годы.

Теперь, когда очевидны ее плачевные результаты, видеть в такой политике панацею от всех бед просто опасно.

Мы вступили в фазу глобального экономического кризиса. Весь мир на наших глазах идет к катастрофе по причине реализации либеральной модели, основные постулаты которой — повсеместная приватизация и погоня за прибылью. Как отнестись к людям, которые упрямо пытаются внедрить этих гибельные для страны тезисы? Может быть, логику их поведения должны рассматривать не политологи и экономисты, а, прошу меня простить, психиатры?