Красивая жена: священника отправили в село из-за фотографий супруги

Инцидент породил дискуссию о том, как нужно выглядеть спутницам служителей церкви

Семье иерея Сергея Зотова пришлось уехать в село Фершампенуаз близ Магнитогорска, ещё недавно Зотов служил в кафедральном соборе города. Таково взыскание епархии за вульгарные, по её оценке, фотографии жены Зотова в Сети.   
 
Началось всё с поста в паблике Pikabu. Неизвестный под ником Alexsneg рассказал, как 30 марта в конкурсе «Ты уникальна» приняла участие Оксана Зотова – «владелица салона и попутно… попадья — жена священника Магнитогорской епархии». Аноним приложил несколько фотографий и указал, что муж Оксаны «уже был под запретом» после поездки на Барбадос. «Но, видно, жизнь не учит ни ее, ни мужа, ни тестя (наместника кафедрального собора)», - заключил злопыхатель. 
 
Судя по данным из открытых источников, Оксана действительно косметолог. В соцсетях девушка не сообщает, что замужем за священником. Когда информация вскрылась, безжалостное интернет-сообщество начало травить Оксану. 
 
«Травля идет целенаправленно, но кто это делает, я не знаю, — рассказал изданию Znak.com иерей Сергий Зотов. — Мое руководство приняло ко мне меры взыскания — меня перевели со службы в кафедральном соборе Магнитогорска служить в храм. Оксана сделала выводы, поняла свои ошибки, что где-то поступила неправильно». Впрочем, ничего зазорного в занятии косметологией нет, полагает священник. Рассказы про Барбадос Зотов назвал ложью: «Я узнал, где он находится, только после того, как прочитал этот пост и пошел смотреть карту».
 
По поводу оскорблений жены служитель готовится обратиться в правоохранительные органы, передает канал «360». Сам Зотов считает «ссылку» скорее не наказанием, а попыткой пресечь слухи вокруг церкви. «Меня не отправили куда-то там в наказание. Это чтобы, пока идет шумиха, отвести внимание. Могли запретить служение или отправить куда-нибудь в качестве чтеца», - сказал он телеканалу. Секретарь Магнитогорской епархии Лев Баклицкий думает иначе: отца Сергия отправили в Фершампенуаз именно в качестве санкции, а публичные фотографии дискредитируют саму Оксану как супругу священника.
Нападки на семью могут быть связаны с его деятельностью, полагает Зотов. Изначально критика фотографий жены появилась в околоцерковной среде. 
 
Особенно возмутило пользователей Сети то, что конкурс красоты проходил аккурат в Великий пост. Супруга священника переложила ответственность за казус на организаторов. Финал мероприятия планировался 3 марта, но в последний миг дату перенесли на 31 число. А пост начался 11 марта. Отказываться от участия было уже поздно, ведь подготовка шла два месяца, отметила Зотова. Своего участия в конкурсе она не скрывала: «Во „ВКонтакте“ у меня почти четыре тысячи друзей. Я просила за меня проголосовать. Я была на виду. Эти фотографии взяты с моей страницы, то есть все люди это видели и это не закрытая информация, здесь нет чего-то такого». 
 
В то же время, супруга служителя признала, так сказать, перегибы на местах. «Да, выход в карнавальном костюме был не совсем подобающим, но это не моя постоянная одежда. Этим, конечно, я понимаю, некоторых ввела в сомнения. Это был конкурс, и конкурс закрытый», — рассказала Оксана телеканалу.
 
За спутницу отца Сергия вступились её конкурентки с конкурса красоты. Как передаёт издание 74.ru, одна из знакомых Оксаны знала про деятельность её мужа и как-то видела его на финале конкурса, он приходил поддержать свою жену. 
 

«Как у попа за пазухой»

Одним глазком глянем на реакции из соцсетей по поводу фотографий Зотовой. 
Так, юзер под ником hexagon.r пишет: «Все, что вы хотели знать о женах попов. Да и про самих попов. Проповедуют одно, а исповедуют другое». «Она выглядит достаточно вульгарно и для повседневной жизни, не то что для церковной», — соглашается WolfMoonFire. «Как у попа за пазухой», - пошутил другой комментатор. 
 
У Зотовой нашлись и заступники. «И что здесь плохого? Действительно, уникальная попадья», — написал какой-то пользователь. «Нормальная дама: сделала фэшн мейкап для конкурса красоты и вечерний макияж. Матушки — тоже люди, прикиньте? А вот от такого обсуждения становится мерзко», — отметил другой. 
 

Говорят люди серьёзные

«Перевод священника в удаленный приход - это маленькая катастрофа для всей его семьи, включая маленьких детей. Смена школы, круга общения, жизненных привычек не проходит бесследно, - рассказал МК протодиакон Андрей Кураев. – В конце концов, разве в ближайшем окружении самого епископа нет его родных и друзей, которых он сам не смог привести к стандарту церковного благочестия? Но, к сожалению, у наших епископов сильно преувеличено представление о границах их власти».
 
Обратного мнения придерживается более консервативный представитель РПЦ – протоиерей Всеволод Чаплин. По его словам, существуют правила, предусматривающие внешний вид и манеры поведения любых христианских женщин. «Канонические нормы есть, по ним женщине не нужно чрезмерно украшать своё лицо. И не может быть женой священника позорищная — то есть женщина, участвующая в представлениях, - рассказал Чаплин Life. - То, в чём участвовала эта женщина, это самое настоящее позорище в подлинном смысле этого слова, то есть представление, на котором люди меряются гордыней, не столько настоящей, сколько искусственной красотой. Я бы даже сказал красотой в кавычках». Священник обязан следить за благочинием своего семейства, уверен Чаплин. Однако наказывать отца Сергия не стоило: «Я думаю, этот священник должен просто воспитать свою супругу, и для этого ему может быть дан какой-то разумный срок. Не знаю сколько, полгода, год». 
 
«То учительниц травят за купальники, теперь добрались до жены священника, - сказал порталу TRUD.RU член Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Павел Пожигайло. – Есть в происходящем элементы ханжества. Да, участвовать в конкурсах красоты в пост, наверное, не правильно. Но ещё хуже в тот же самый пост тыкать пальцем и осуждать ближнего». Пожигайло напомнил притчу про Христа и Марину Магдалену. Спаситель защитил её от побивания камнями. Иисус предложил бросить в него камень того, кто без греха. Таких не нашлось. 
 
«Единственный, кто имеет моральное право дать совет священнику – его благочинный, он исповедует духовенство, - заметил Пожигайло. – А чего мы-то судачим?». Жёстких всеобщих канонов внешнего вида у жён священников нет. Правила могут принимать на уровне епархий и митрополий, сказал Пожигайло.  
 
Оксану Зотову поддержала оперная певица Светлана Касьян. «Женская красота лежит в основе божественного замысла. Именно поэтому женское оголенное тело очень часто используется в иконографии, религиозном искусстве Средних веков. Религия и Церковь должны помогать раскрывать в человеке его творческий потенциал, а не ограничивать его запретами и идеологемами. Хотела бы смиренно попросить вас оградить Оксану Зотову и ее семью от травли и репрессий. Пусть каждый человек восхваляет Бога, каждый - своим талантом!», - цитирует обращение певицы к Магнитогорской епархии КП.