МИХАИЛ ДЕЛЯГИН: В КАЖДУЮ КАСТРЮЛЮ - ПО КУСКУ МЯСА

Девять месяцев назад, в августе 1999 года, Владимир Путин, став премьером, возглавил

Девять месяцев назад, в августе 1999 года, Владимир Путин, став премьером, возглавил исполнительную власть России. За истекшее время была завершена война в Дагестане и начата в Чечне, выиграны парламентские и президентские выборы. После формирования правительства дальнейшее промедление с определением экономической политики - немыслимо.
Девятимесячная пауза вызвана не только политической напряженностью, но и идейными проблемами, связанными с реваншем либерализма. Госаппарату трудно освоиться с тем, что та самая идеология, которая привела экономику к катастрофам 1992-1994-го и осени 1998 годов, вновь начинает определять его действия.
Смысл либерализма - в минимизации вмешательства государства в экономику, в чем нет ничего худого. Однако наши либералы склонны к упрощенным представлениям, забывая, что элементы госрегулирования - неотъемлемая часть и один из ключевых механизмов функционирования рынка.
Например, стимулирование экономического роста они сводят к росту собираемости налогов и сокращению расходов государства. В том числе социальных. Забывают даже о таких важнейших постулатах либеральной теории, как защита собственности и антимонопольная политика. Первая требует не только судебной реформы, но и, скажем, мер по декриминализации процедуры банкротства. Сегодня эта процедура будто нарочно написана для вящего удобства бандитов. Ничего в этой сфере за девять месяцев не сделано.
Кто и как намеревается решать такие проблемы? На одном фланге - ставший советником президента России по экономике крайний либерал Андрей Илларионов. Он известен тем, что ранее, как средневековый лекарь, советовал лечить все болезни кровопусканием - сокращением госрасходов. На другом фланге - Министерство экономики России. Его специалисты понимают, что "время везения", когда Россию поддерживала небывало хорошая внутренняя (после девальвации) и внешняя (из-за высоких цен на нефть) конъюнктура, заканчивается. И если государство не поддержит умело экономику, та неминуемо "просядет". Между этими полюсами "зажат" производящий впечатление умеренного либерала Герман Греф. Его задача наиболее сложна: он должен примирить трудно совместимые точки зрения.
Но, кто бы ни победил сейчас в "схватке экономистов под ковром", надо помнить, у нас нет другой России. Поэтому окружающим президента либералам можно посоветовать не забывать о жизненно необходимых действиях, ранее как бы недоступных их пониманию. Ведь беда либерализма не в том, что он плох, а в том, что он недостаточен. Его надо не отвергать, а дополнять - государственным регулированием тех сфер, с которыми не справляется рынок.
Так, государство должно содействовать росту и продвижению бизнеса: с местного уровня на региональный, затем - на общероссийский и международный рынки. Оно должно остановить деградацию нации, обеспечив всему населению прожиточный минимум - экономическое выражение права на жизнь. "В каждой кастрюле должен быть кусок мяса", - как говорил президент США Гувер 70 лет назад. Это единственное, ради чего допустима эмиссия, потому что эмиссия для бедных не грозит инфляцией. А чтобы власти регионов не завышали прожиточный минимум ради дополнительной поддержки, бюджеты получающих ее регионов должны управляться Минфином.
Наконец, государство обязано прервать затянувшуюся "инвестиционную паузу". За последние 10 лет Россия проела вложения, произведенные еще во времена СССР, и к 2003 году может лишиться оборудования и сырья. Государство должно гарантировать осуществление жизненно необходимых проектов, которые заведомо непривлекательны для частных инвесторов. Таких проектов не больше 15 - в ТЭКе и на транспорте.
Перечисленные меры невозможны без активизации участия государства в экономических процессах и, соответственно, без тактически грамотного отхода от либеральных догматов. Не сделаем этого - раньше или позже получим новый виток кризиса. Поэтому новому президенту требуется не только хорошая экономическая программа, но прежде всего воля к ее выполнению.