ГЕНЕРАЛ ИЗ ЛЕГЕНДЫ

В эти майские дни в Берлине вновь развернулись широкие дискуссии вокруг "проблемы генерала Берзарина" - первого коменданта столицы разгромленного третьего рейха.

После трагической, до конца не выясненной гибели советского военачальника ему присвоили звание "Почетный гражданин Берлина". Но после объединения Германии, в 1991 году, по инициативе группы политиков ХДС имя Николая Берзарина было вычеркнуто из почетного списка.
Формальным основанием послужило заявление этих политиков о том, что генерал причастен-де к депортации 47 тысяч латышей в 1939 году. Многочисленные проверки и изучение архивных материалов опровергли клевету. В действительности Н. Берзарина перевели из Иркутска в Ригу в конце мая 1941 года - буквально в канун гитлеровского нападения на Советский Союз - и он не имел никакого отношения к высылке латышей.
Между тем даже откровенные недруги СССР вынуждены признать, что первый комендант за очень короткий срок сделал многое, чтобы преодолеть хаос в разрушенном Берлине. Видный деятель консервативной партии христианских демократов Эрнст Леммер вспоминал в своих мемуарах: "Берзарин не ставил политических вопросов, а хотел услышать от нас, что следует сделать для улучшения положения в городе". Военная администрация, подчеркивает он, под руководством Берзарина "проявила удивительную заботу о благе берлинцев". "Это мнение, - добавляет и "Берлинер цайтунг", - разделяют многие очевидцы событий того времени". Стараниями и усилиями советских солдат было налажено электроснабжение, восстановлен водопровод, организована продовольственная помощь населению. Ради этого советский генерал поддерживал деловые отношения с буржуазными политиками и специалистами, вызывая недовольство будущего руководства ГДР, и прежде всего Вальтера Ульбрихта. Рассказывают берлинцы и о таком факте. Когда магистрат, управляемый коммунистами, столкнулся с проблемой преподавания религии в школах, Берзарин сказал: "Пусть берлинские дети исходят из того, что Бог существует".
Не очень широко известно то, что немало берлинцев тепло встречали советских воинов. Столичный житель Мартин Ризербургер вспоминает: "Когда солдаты Красной армии вошли в Берлин - Вайсензее, мы плакали и обнимали их как посланцев свободы".
Генерал-полковник Николай Берзарин олицетворял всеми своими действиями благородную миссию армии-освободительницы. "Поэтому, - подчеркивает "Берлинер цайтунг", - пришло время наконец-то исправить несправедливость. Городской сенат должен вернуть советскому воину звание почетного гражданина столицы Германии".