05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НАМ "СДЕЛАЛИ КРАСИВО"

Губайдуллина Елена
Статья «НАМ "СДЕЛАЛИ КРАСИВО"»
из номера 085 за 12 Мая 2000г.
Опубликовано 01:01 12 Мая 2000г.

Хорошо там, где нас нет. Наверное, именно этой поговоркой можно оправдать появление в

Хорошо там, где нас нет. Наверное, именно этой поговоркой можно оправдать появление в репертуаре Большого театра балета "Дочь фараона". Его создатель - современный французский балетмейстер Пьер Лакотт - решил "перенестись" назад лет на сто тридцать - сто сорок. Именно тогда были в моде подобные пышные, не перегружающие ум и сердце зрелища. Запутанный сюжет - лишь повод для частых перемен декораций и костюмов и множества абстрактных танцев. То было одним из канонов балетной условности второй половины XIX века. Происходившее на сцене изображало грезы героев, сон оправдывал отсутствие логики. Сказка давала повод для фантастических феерий, мастера сценической машинерии проявляли чудеса изобретательности.
"Дочь фараона", первый крупный балет Мариуса Петипа, поставленный 1862 году, оказался спектаклем-долгожителем, продержавшись в репертуаре около 50 лет. Современники поругивали его за нелепости либретто, написанного Ж.-А. Сен-Жоржем и М. Петипа по повести Т. Готье "Роман мумии", и бесцветную музыку Ц. Пуни. Но любили за красивые танцы: развернутые гран па, выигрышная партия главной героини, изысканные вариации солисток и затейливые массовые фигуры позволяли блистать всей труппе, но в первую очередь - прима-балерине. Недаром партию Аспиччии так любила Матильда Кшесинская. А ее отец Феликс играл мимическую роль Нубийского царя более полувека.
Но время не сохранило "Дочери фараона", отдав предпочтение другим постановкам Петипа, безусловным шедеврам - "Баядерке", "Раймонде", "Спящей красавице"... Однако ностальгия по утраченному не дает покоя стилизаторам старинных балетов. Пьер Лакотт попытался воссоздать наивную помпезную безделушку. Архаическая экзотика предстала на сцене "один к одному", без современной, пусть легкой иронии. Так, много внимания уделено фауне Древнего Египта. На сцену выводят живого белого коня и выносят бутафорского льва в натуральную величину. Чья-то рука извивается в тряпичном чучеле змеи. Танцовщик Морихиро Ивата, задрапированный под обезьяну, не скупится на дикие ужимки и прыжки. Недостает только пчел, которые упоминаются в старинных рецензиях. Но спектаклю и без того хватает роскоши (художник, притом не лишенный вкуса - сам Пьер Лакотт). Фараонская охота в пустыне, дворец с бесконечно шествующими придворными, живописная рыбачья хижина, волшебное подводное царство... В иных сценах создается впечатление, что число танцующих, прохаживающихся, стоящих и сидящих людей намного превышает штатное расписание Большого театра. Египетские одеяния, газовые пачки, Нил, Нева, Гвадалквивир, русская пляска - все смешалось... (А еще жалуются, что на Большой театр у государства и спонсоров денег не хватает - вон даже реконструкцию, о необходимости которой так долго говорили руководители ГАБТа, прекратили. Да один такой балет стоит, наверное, целого этажа недоделанного здания филиала, что немым укором возвышается на Театральной площади...)
А что же танцы, ради которых, кажется, все и затевалось? Внимание по-настоящему притягивают в основном два эпизода - сцена охоты в первом действии и па д'аксьон во втором (быть может, это и есть те фрагменты, которые, по признанию Лакотта, показывала ему в Париже танцевавшая Аспиччию еще при Петипа Любовь Егорова). А основной хореографический рисунок сконструирован из движений, похожих на те, что знакомы по разным балетам Петипа. Танцевальные комбинации переусложнены мелкой техникой, но несколько однообразны. В общем, "реконструкция" Лакотта уступает хрестоматийным шедеврам. Тем не менее аристократичным "Спящей красавице" и "Раймонде" приходится потесниться - признанную классику в Большом танцуют всего несколько раз в сезон. Зато свои права безапелляционно заявляет другая царственная особа - "Дочь фараона", успешно угождавшая беспечным повесам девятнадцатого века и продолжающая развлекать современную великосветскую публику.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников