В 1941 году CCCР добывал 33 млн. тонн нефти в год. А фашистская Германия имела в своем распоряжении лишь около 8 млн. тонн горючего, по большей части синтетического. После захвата стран Западной Европы ей достались в небольшом количестве топливо и смазочные материалы из Франции, Бельгии и Голландии.
Этого было недостаточно, чтобы вести войну против СССР, а затем осуществить свои планы и выйти через Среднюю Азию в Индию. Немцы возлагали большие надежды на захват нефти Северного Кавказа и Закавказья. Еще 3 июля 1941 года Гитлер, выступая перед генералитетом вермахта, заявил, что необходимо завладеть нефтяными районами Краснодарского края, Чечено-Ингушетии и Азербайджана. Если Германия этого не сделает, сказал фюрер, то она проиграет войну. С другой стороны, если лишить Россию нефти Кавказа и Баку, то она будет поставлена на колени. Вот почему Гитлер выдвинул стратегическую задачу захвата этих районов. Кроме того, планировалось форсировать Волгу и, таким образом, перерезать важнейший путь, по которому нефть Азербайджана шла в глубь страны.
Сами работники ТЭКа понимали, какова была цена вопроса. В дни битвы под Москвой бакинские нефтяники писали защитникам столицы: "Мы клянемся бороться за нефть так, как сражаются на фронте мужественные защитники Москвы".
Когда стало ясно, что нефтяные районы Краснодарского края и Грозного удержать не удастся, в Государственный комитет обороны был вызван первый заместитель наркома нефтяной промышленности Николай Байбаков. Ему было дано задание сделать так, чтобы ни одна капля нефти не досталась немцам. Группа специалистов направилась в Краснодарский край и в Чечено-Ингушетию. Они ликвидировали эксплуатационные скважины, а оборудование демонтировали и вывезли на восток - в Башкирию, а также в Куйбышевскую и Молотовскую области (сегодня это, соответственно, Самарская и Пермская).
Большие проблемы возникли на нефтепромыслах Баку. До войны комбинаты "Азнефть", "Грознефть" и "Краснодарнефть" давали 87 процентов союзной добычи. Теперь в строю осталась одна "Азнефть". Но, пока шло сражение под Сталинградом, навигация на Волге была практически прекращена. Вывозить добытое топливо стало проблемой, и создалось тяжелейшее положение со снабжением фронта горючим. Приходилось транспортировать нефтепродукты по Каспийскому морю в Красноводск и Гурьев, а уже оттуда по железной дороге дальше - на все фронты и во все районы. Чтобы обеспечить железные дороги цистернами, их переправляли из Баку в Красноводск по морю на плаву при помощи буксиров.
Из-за перебоев с вывозом нефти бакинские нефтехранилища оказались переполненными. И тогда Государственный комитет обороны предложил бакинским нефтяникам перебраться в необжитые восточные районы, чтобы развернуть там масштабную добычу нефти. Именно тогда в годы войны, в тяжелейших условиях, начала разворачиваться добыча нефти за Уралом.
Сегодня 700 бывших нефтяников, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной и героически трудившихся в тылу, входят в совет ветеранов государственной нефтяной компании "Роснефть". А председателем совета является Тофик Фатулаевич Рустамбеков. В его судьбе как в зеркале отразилось все, что происходило в отрасли в те годы. Перед самой войной он окончил институт и был направлен на нефтепромыслы в Баку, потом был переведен в город Краснокамск Пермской области. В конце войны уже в должности главного инженера поехал разрабатывать новое нефтяное месторождение в районе Махачкалы. Затем - на новые нефтепромыслы в Татарии. В тресте "Альметьевбурнефть" он был заместителем начальника объединения. Уже в 60-е годы он вернулся в родной Азербайджан, где 5 лет занимал должность заместителя министра нефтяной промышленности. А закончил свою трудовую биографию в Миннефтепроме СССР: с 70-го по 88-й год он был главным инженером управления по бурению. Выйдя на пенсию, Тофик Фатулаевич стал председателем совета ветеранов, вторым по счету и поныне бессменным. Он согласился ответить на несколько наших вопросов.
- Сегодня добычей нефти занято множество частных компаний. Помогают ли они ветеранам?
- Да, нам выделяет некоторые средства благотворительный фонд компании "ЛУКОЙЛ", по просьбе Минтопэнерго откликнулись и некоторые другие компании. Но львиную долю забот взяла на себя государственная компания "Роснефть". Совет ветеранов компании является правопреемником совета, существовавшего при союзном министерстве.
- Ветераны Великой Отечественной сегодня - пенсионеры. Пенсионерам сейчас живется несладко. Позволяет ли помощь "Роснефти" оказывать им реальную материальную помощь?
- С тех пор, как создана эта компания, мы выплачиваем ветеранам по 300 рублей 5 раз в год, приурочивая это к большим праздникам. А в нынешний год 55-летия со Дня Победы дотации были увеличены: к 8 Марта и к 9 Мая участники войны получили, помимо этого, еще в общей сложности 300 рублей.
- Однако здоровье стариков требует постоянного медицинского контроля, а нередко и радикальной помощи. А ведь квалифицированное лечение трудно оплатить этими скромными деньгами.
- Все ветераны прикреплены к той же поликлинике, что и работники компании. "Роснефть" оплачивает им медицинскую страховку, многим предоставляет путевки в дома отдыха и санатории. Кроме того, компания оплачивает труд социальных работников, которые навещают больных на дому и помогают по хозяйству.
- Человеку, который когда-то активно трудился, а теперь находится на пенсии, подчас не хватает не только денег, но и общения, простого человеческого внимания.
- Наш совет при поддержке компании регулярно устраивает своим подопечным "выходы в свет": в театр, кино, на концерты. Не удивляйтесь, но многие из нас, несмотря на возраст, не утратили интереса к жизни и творчеству. И вот при содействии "Роснефти" изданы 2 сборника стихов, написанных ветеранами. А в ближайшие дни должен выйти из печати сборник воспоминаний ветеранов войны и трудового фронта. Это очень и очень дорогой подарок к 55-летию Победы.