Завтра исполнится ровно год указу Владимира Путина о введении института полномочных представителей президента в семи федеральных округах. За этим указом последовали вытеснение губернаторов из Совета Федерации, закон о возможности их снятия с должности и перераспределение бюджетных средств в пользу федеральных властей. Началась всеобъемлющая реформа отношений центра и регионов...
Взаимоотношения верховной власти с регионами нашей необъятной страны на протяжении веков были запутанными и постоянно подвергались реформированию. Многие правители вносили свою лепту в совершенствование системы управления на местах. Годы посткоммунистической трансформации не стали исключением. Непреднамеренным результатом реформ горбачевской эпохи стал распад страны (или "империи" - как кому нравится). Ельцин спасал территориальную целостность, постоянно торгуясь с губернаторами и беспрецедентно для российской практики отпуская вожжи регионального управления: "берите столько суверенитета, сколько проглотите". Проглотили чересчур много. Путин вожжи подтягивает, не в последнюю очередь с помощью своих полпредов.
За последний год с кем их только не сравнивали - с царскими генерал-губернаторами, советскими председателями совнархозов и даже с древнеперсидскими сатрапами. Прямые аналогии, как всегда, хромают. По сравнению с генерал-губернаторами и сатрапами у полномочных представителей Путина слишком мало полномочий и слишком много поднадзорных территорий. И у них куда меньше хозяйственно-экономических функций, чем у глав совнархозов. Наиболее близкий аналог, который приходит на ум, - эксперименты конца правления Александра I с учреждением наместников. Каждый из них во вверенном ему округе, состоящем из 3 - 5 губерний, должен был выполнять обязанности "ежеминутного инспектора всех частей внутреннего управления" без права прямого вмешательства в прерогативы местных властей. Впрочем, преемник Александра на царском троне - Николай I с этим экспериментом покончил. История настраивает на то, что и нынешний институт полпредов - не навсегда.
Представители президента сделали уже немало полезного. В заслугу им следует поставить прежде всего выравнивание правового пространства России - приведение региональной чересполосицы законов в соответствие с федеральной Конституцией. Недавно пал один из последних столпов сепаратистского законодательства - Республика Тыва отказалась от своего суверенного права отделяться. Появилась надежда, что законы Российской Федерации будут выполняться на всей ее территории, и не только в той части, которая не противоречит мнению местных нормотворцев.
Полпреды помогли вывести из-под губернаторского крыла органы федеральной власти, включая и силовые, которые действуют в регионах. А это ни много ни мало - 450 тыс. чиновников (в 1,5 - 2 раза больше, чем местных бюрократов), которые получали зарплату из Москвы, но обслуживали главным образом местные интересы. По существу, этим шагом проблема выстраивания вертикали исполнительной власти получила некое практическое разрешение.
При непосредственном, хотя и негласном, участии полпредов произошла смена целого ряда губернаторов, доказавших полную некомпетентность и доведших свои регионы до ручки.
Но не все так однозначно. Хорошо известно, что любое дополнительное управленческое звено, а тем более - целый новый управленческий этаж, не столько упрощает властный механизм, сколько его усложняет, а то и запутывает, порождая добавочные звенья для согласования решений и, как следствие, готовит почву для бюрократических битв. Полпреды отвоевывали свои полномочия у территориальных подразделений администрации президента, которая до последнего года напрямую работала с регионами. У министерств, которые не собирались отдавать кому-то контроль над собственными органами на местах. У губернаторов, отвыкших за годы президентства Ельцина ходить на коротком поводке. Сама должность полпреда по природе своей оказалась весьма конфликтной. Оснований для недовольства их активностью более чем достаточно и у центрального, и у регионального начальства, хотя из уважения к президенту оно в этом публично никогда не признается.
Эффективность работы полпредов оказалась трудноизмеримой, если не сказать - пока недостаточной. Кто-то объясняет это чрезвычайной размытостью функций представителей президента, которые, формально не обладая властными полномочиями, вынуждены отвечать чуть ли не за все. Кто-то указывает на недостаточный уровень их подготовленности для решения комплексных управленческих задач, коль скоро в большинстве своем они имели опыт не столько политический, сколько руководства иерархически выстроенными военизированными структурами. Политика не всегда подчиняется приказам.
Последний пример - ситуация в Приморском крае, где представитель президента по Дальневосточному округу Константин Пуликовский после неуклюжего отстранения от власти губернатора Наздратенко захотел видеть на его посту исключительно своего заместителя Геннадия Апанасенко, и как можно скорее. Ситуация оказалась явно не просчитанной: в условиях скоротечной избирательной кампании у малоизвестного в крае Апанасенко элементарно не хватает времени на раскрутку. Кремлю пришлось вмешаться, чтобы поменять третьего за два месяца и.о. губернатора для разворачивания местного административного ресурса в сторону Апанасенко и тем не менее стоять перед неприятным выбором: либо смириться с победой не устраивающих Кремль экс-вице-губернатора Дубинина, экс-мэра Владивостока Черепкова или даже коммуниста Гришукова; либо скандальными средствами, любой ценой пропихивать зама Пуликовского. Либо вообще отменять выборы. Рукотворный политический кризис регионального масштаба...
Взвешивая все "за" и "против" существования института представителей президента, следует прийти к выводу, что на нынешнем этапе от него все-таки больше пользы, чем вреда. Опасность может возникнуть, если деление на федеральные округа, совпадающие к тому же с округами военными, и полномочия полпредов будут зафиксированы конституционно. Пока в стране сильный президент и все спокойно, полпреды находятся под контролем центра. А если президент когда-то будет слабым или совсем никаким и возникнет серьезный политический или региональный кризис? Тогда мы имеем хорошие шансы распасться на семь стран, тем самым перевыполнив в два с лишним раза план Збигнева Бжезинского, который давно предлагает расчленить Россию на три государства.
Известно, что случилось с великой империей Александра Македонского. После его смерти сатрапы (наместники) объявили себя диадохами (преемниками) и, не признавая законных наследников императора в центре, повели с ними и между собой затяжные войны. Империя навсегда распалась, поделенная между собой диадохами - бравыми полководцами Александра.
То, что благо в одних обстоятельствах, не всегда является таковым в других...