07 декабря 2016г.

ТАИНСТВЕННЫЙ 34-Й

Захватывающие политические баталии, беспощадные битвы за власть как-то приглушили у нас в стране интерес к главному - новым научным открытиям. Даже к тем, от которых зависит наше здоровье и продолжительность жизни.
Правда, клонированная овечка Долли, а позже и инъекции "бессмертных" клеток, отодвигающих старость, слегка взволновали общественность. Но ненадолго. Зато другое открытие, уже обеспечившее людям на Западе прорыв и к здоровью, и к долголетию, в России осталось практически незамеченным и неиспользованным.
А зря! По значимости оно не уступает судьбоносному открытию Луи Пастера, который впервые доказал миру, что многие болезни мы получаем от микробов. Это была революция, причем не только в медицине. Общественности стали ясны причины бед, веками "косивших" человечество.
Однако, разглядывая в микроскоп микробов, ученые тех лет, словно испуганные мыши, сочли тогда, что уж страшнее этих "кошек" в природе зверя нет. Но оказалось - есть! Не так давно открытые ужасные "зверюшки" куда свирепее привычных нам микробов. Хотя и столь малы, что их не разглядишь в обычный микроскоп. Они в тысячи раз миниатюрнее микробов. А злее и коварней в сотни раз. Их надо истреблять! Но как?
На новоявленных агрессоров, названных учеными "свободными радикалами", управы вроде как и нет. Они бушуют в нашем организме, вызывая болезни сердца и сосудов и даже рак. Но это в России. На Западе их уже успешно побеждают, снижая смертность населения почти вдвое!
В России столь массовых успехов нет. Все сводится пока к благим призывам, да так и остающимся на бумаге постановлениям Минздрава. Хотя отечественный препарат для борьбы с этими злейшими врагами уже существует и даже продается в аптеках. Это "Селен-Актив" академика РАМН А.Ф. Цыбы, испытания которого проводились по самым жестким западным стандартам. Так что прорыв к здоровью возможен и у нас. Жаль только, если вовремя мы не воспользуемся этим шансом.
Роман ГРИГОРЬЕВ, научный обозреватель.
ВСЕ БЕДЫ ОТ РАДИКАЛОВ
По радио слышала, что многие наши болезни случаются из-за взрывов каких-то свободных радикалов. Что это за взрывы и почему мы о них ничего не знаем, об этих странных радикалах?
М.Н. Дмитриева, пенсионерка, Москва.
Речь, конечно, идет не о взрывах, которые устраивают на улицах террористы. И свободные радикалы вовсе не озверевшие фанатики. Дело обстоит гораздо хуже: враг уже внутри нас, а взрывы ежесекундно происходят в клетках нашего организма.
Кто же они, свободные радикалы? Эти мельчайшие частицы - своего рода внутренний "спецназ": спасатели и убийцы в одном лице. Иммунная система использует их во благо для уничтожения вирусов и инфекций. Но когда таких радикалов в клетках уже переизбыток, они выходят из-под контроля, становятся молекулами-убийцами. Они неистово громят и рушат все, что повстречают в организме на своем пути, тогда и происходит катастрофа - "свободнорадикальный взрыв". Отсюда и преждевременное старение, и грозные заболевания - онкологические, сердца и сосудов...
Из-за стрессов, неправильного питания и обилия в быту химикатов число "убийц-молекул" давно уже перевалило за опасную черту. Врачи поняли это с некоторым опозданием. И сразу занялись поиском средств для борьбы с взбесившимися буянами. Это стало началом подлинной революции в медицине. Появились препараты-антиоксиданты, способные поставить под контроль опасные, ведущие к болезням процессы. Лучшим и, пожалуй, самым мощным оказался природный селеновый фермент глютатионпероксидаза.
Он защищает нас от самых агрессивных свободных радикалов, с которыми ни витамины, ни другие ферменты справиться не могут. Однако вырабатывается в организме этот фермент-защитник, только когда мы с пищей и водой получаем достаточно селена, во многом таинственного 34-го элемента Периодической системы Менделеева.
Вот тут и происходят сбои. 80% россиян, по данным Института питания РАМН, испытывают хроническую нехватку селена. А значит, из-за селенодефицита они находятся в зоне повышенного риска заболеть.
Удручающая цифра! Но выход есть. Восполнить опасный дефицит сегодня можно с помощью селеновых биологически активных добавок к пище. В частности, это может быть отечественный препарат "Селен-Актив".
ЩЕДРЫЕ СКУПЕРДЯИ
Я знаю, что в Америке повально все пьют селен, чтобы защититься от болезней сердца. Что это - мода или действительно так можно сохранить здоровье?
Илья Колесников, программист, С.-Петербург.
Сегодня США стоят, пожалуй, на первом месте по профилактике, то есть предупреждению заболеваний сердца и сосудов. И дело здесь вовсе не в успехах американских кардиохирургов, хотя они бесспорны. Ведь операция на сердце Бориса Ельцина, так взволновавшая Россию, в сотнях американских клиник - уже довольно заурядный факт. За год их делается в США почти полмиллиона!
Но они очень дороги и потому изрядно подкосили бюджеты медицинских страховых компаний. Чтобы спастись от непомерных расходов, эти компании и стали выделять средства на фундаментальный поиск причин возникновения кардиоболезней. Исследования показали, что главная причина кроется в свободных радикалах, которые образуются внутри клеток и атакуют их стенки. Клетки гибнут, и из них лавины молекул-террористов устремляются наружу, в первую очередь в кровь.
Эти лавины повреждают кровеносные сосуды, и на возникшие дефектные места довольно быстро оседают холестериновые бляшки. Они сужают просвет сосудов и замедляют кровоток, вначале вызывая атеросклероз, а дальше и другие очень серьезные кардиозаболевания - инфаркты и инсульты.
Чтобы найти управу на агрессоров, американские ученые стали скрупулезно обследовать людей с заведомо здоровыми сосудами и сердцем. Выяснилось: в крови у этих благополучных по здоровью людей высок уровень антиоксидантов, особенно селенового фермента, который лучше других способен защитить нас от самых агрессивных и опасных радикалов. Так подтвердилась мысль, что именно селен препятствует развитию кардиозаболеваний. Чем меньше его в организме, тем тяжелей атеросклероз, тем больше вероятность смерти от ишемии и инфаркта. Да и зона поражения сердечной мышцы при инфаркте из-за нехватки селена намного больше.
Открытие американцев обрело поддержку на европейском континенте. Датские медики установили, что у людей с нехваткой селена в организме риск коронарной болезни сердца выше почти на 70%!
Поэтому на Западе кардиологи повсеместно прописывают селен своим пациентам. И прежде всего тем, кто страдает стенокардией или уже перенес инфаркт. Игра стоит свеч. Селен улучшает обмен кислорода в миокарде, и сердце, по сути, перестает задыхаться. Это уменьшает частоту сердечных болей и значительно снижает риск повторного инфаркта.
Вот так благодаря скупердяйству американских страховых компаний у нас теперь есть шанс предотвращать кардиозаболевания. Как? С помощью селеновых биологически активных добавок к пище! На Западе без них уже не мыслят жизни. В Финляндии, где селен добавляют в пищу повсеместно, количество сердечно-сосудистых патологий уменьшилось в 2,5 раза, число онкозаболеваний сократилось в 1,8 раза, болезней эндокринной системы - на 77%, а общий уровень заболеваемости снизился на 47%!
СПАСИ СЕБЕ СЕРДЦЕ
Моя мама недавно лежала в Институте профилактической медицины: болело сердце. Ей, кроме лекарств для сердца, давали там какие-то новейшие витамины, от которых она прямо-таки ожила. Знаете, она прежде с трудом по лестнице на второй этаж поднималась, а под конец лечения "наезжала" на велотренажере уже по нескольку километров. Хотелось бы узнать, что это за удивительные витамины?
Анна Зверева, бухгалтер, Москва.
Как нам пояснили в Государственном научно-исследовательском центре профилактической медицины Минздрава РФ, речь идет о новом препарате "Селен-Актив", который проходил там клинические испытания. Применяли его при лечении больных с артериальной гипертонией, ишемической болезнью сердца и дислипидемией (в крови повышен уровень вредного холестерина).
Результаты исследований показали, что после трех месяцев приема таблеток "Селен-Актива" - две в день - уровень холестерина, а вслед за ним и артериальное давление статистически достоверно снижаются.
Такие результаты вполне объяснимы. Ведь селен - 34-й элемент Периодической системы Менделеева - не дает холестерину окисляться. А значит, его меньше откладывается в виде бляшек на стенках кровеносных сосудов. Это очень важно, поскольку забитые холестерином сосуды и провоцируют высокое артериальное давление.
Теперь о последствиях кардиозаболеваний. Конечно, у пациента можно снять сердечный приступ или гипертонический криз, но непереносимость физических нагрузок остается: сердце начинает "выпрыгивать" из груди, подскакивает давление. Человек не в состоянии подняться по лестнице, далеко уйти от дома и т.д.
Как ни странно, такие неприятности трудно корректировать с помощью традиционных лекарств. А вот благодаря "Селен-Активу" это возможно. Выносливость у пациентов достоверно повышается. Они отмечают, что сердце уже перестает болеть из-за физических нагрузок. То есть благодаря новому препарату возвращается былое качество жизни.
И еще. За счет регулярного приема таблеток "Селен-Актива" снижение уровня холестерина оказалось даже большим, чем если бы больных посадили на строгую специальную диету. Которую, между прочим, отнюдь не каждому по силам соблюдать! А здесь - съел две таблетки и целый день питайся как обычно.
Врачи считают, что "Селен-Актив" должны повседневно принимать все, у кого есть даже малейшие проблемы с сердцем. Тем более что расходы на приобретение препарата необременительны. Месячный курс приема обходится не дороже 50 рублей.
Из интервью А.Н.БРИТОВА, доктора медицинских наук, профессора, руководителя секции кардиопрофилактики Всероссийского общества кардиологов:
- В России как минимум 42 миллиона человек страдают гипертонией, а это прямая дорога к инфарктам и инсультам, которые за прошлый год убили 1 282 000 россиян!
Стало очевидно, что для массовой профилактики сердечно-сосудистых заболеваний нужен принципиально новый препарат - эффективный и, безусловно, недорогой.
Хороший результат достигнут учеными из города Обнинска под руководством академика А.Ф. Цыбы. Им удалось разработать уникальный антиоксидантный препарат "Селен-Актив". Мы провели его клиническое исследование на больных ишемической болезнью сердца по жестким западным стандартам и получили высокие результаты.