ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Егор БЕРОЕВ, актер:
- Обычно я стараюсь не включать телевизор в праздничные дни. Меня

Егор БЕРОЕВ, актер:
- Обычно я стараюсь не включать телевизор в праздничные дни. Меня раздражает обилие тупого юмора. Но 9 Мая - день особый. Утром я с большим интересом смотрел парад Победы. Мне очень понравилось, как солист военного ансамбля пел песню "День Победы". Для меня это стало гимном всего праздника. Что касается разнообразных технических нововведений, которые использовались во время трансляции, мне показалось, что они были не всегда кстати. И, к примеру, планы солдатских сапог, не совпадающие с контекстом, смотрелись иногда странно. Возможно, техника не всегда использовалась адекватно. Зато ракурсы с высоты птичьего полета были очень интересными. И убежден, что для зрителя трансляция парада в целом стала незабываемым зрелищем. В этот же день я с большим удовольствием посмотрел концерт "Любэ". Мы всей семьей со слезами на глазах пели песни вместе с ребятами группы Расторгуева.
Андрей ЗОЛОТОВ, заслуженный деятель искусств, профессор:
- Как и кто к нам сегодня относится? Как мы сами к себе относимся? И имеет ли это "мировое значение" для России - великой державы на сотрясаемых просторах истории?
Человеческие переживания майских дней 2005-го, хоть и отстоят на целых шестьдесят лет от войны, хранят в себе трагизм и радость изначальности.
Едва ли не все серьезные передачи минувшей теленедели укладываются в формулу Ильи Эренбурга, высказанную в одном из его военных очерков 11 ноября 1943-го: "...участникам войны нелегко осознать историческое значение происходящего; с них хватит и высоких волнений сегодняшнего дня".
"Сегодняшний день" продолжается в нашей эмоциональной памяти - тех, кто воевал, тех, кто помнит, тех, кто жив и благодарен.
Дух неподдельности был присущ бесценным документальным материалам, звучавшим с телеэкрана, и всем "человеческим документам", явленным вживе. И парад Победы 9 Мая 2005-го, и грандиозное действо вечером того же дня на Красной площади, и скромные воспоминания скульптора Александра Чуйкова о славном отце своем маршале Василии Чуйкове, и концерт с площади Белорусского вокзала 8 мая, когда читал стихи Рафаэль Клейнер и исполняла знаменитую молчановскую песню "Вот солдаты идут" Ирина Долженко из Большого театра, и когда звучали - одновременно с Красной площадью вечером 9 Мая - в Большом зале Московской консерватории "Золотые ворота..." Мусоргского в исполнении оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, - во всем можно было ощутить крупицы "героической истины".
Главы государств и правительств, числом более пятидесяти, собравшиеся 9 Мая в Москве, почтили героическую истину России и всех тружеников войны исторического Советского Союза. И что бы вокруг нас ни говорили, важно, как мы сами себя ощущаем, как мы сами к себе относимся.
Александр БРАГИНСКИЙ, кинокритик:
- Наиболее значительный "киновыстрел" на неделе сделал Первый канал, показав осыпанный премиями фильм Д.Месхиева "Свои". Лента превосходная! На малом экране она ничуть не проиграла, даже еще больше подчеркнула трагедию людей. Интересным показался питерский фильм "Эшелон" ("Россия"), авторы которого нашли нестандартный сюжет, рассказав о судьбе взвода, который отправляют с одной войны, в Восточной Пруссии, на другую - в Маньчжурию. В нем почти нет стрельбы, а есть стремление разобраться не только в служебных проблемах героев, но и личных, которые особенно ярко раскрывают их характеры. И все это, так сказать, под стук колес эшелона, следующего к новому месту назначения.
НТВ меня, должен признать, удивило. Никак не могу понять, зачем было показывать в течение одного дня весь 12-серийный фильм "Семнадцать мгновений весны", который знаком даже младенцам? Единственное объяснение, которое мне приходит в голову, - это стремление начальства канала дать отдохнуть коллективу, оставив только работающих на выпусках новостей. Но зритель-то при чем?
Особое место в праздничном эфире занял на Первом канале документальный фильм С.Сорокиной "Каратели", в котором рассказана история тех советских граждан, кто по разным причинам воевал на стороне фашистов, более того, выполнял незавидную роль карателей. Фильм точно выстроен драматургически, прослеживая судьбу нескольких конкретных изменников родины. Труднейшая эта тема решена сурово, без сантиментов, с использованием редких документальных материалов. Правда, лента внесла некоторый диссонанс в общую интонацию всех каналов в эти дни. Но узнать правду о карателях было, несомненно, полезно. Из песни слова не выкинешь...
Савва ЯМЩИКОВ, художник-реставратор:
- Победная неделя на отечественном ТВ, пожалуй, больше всего запомнится короткими, но яркими репортажами новостных программ. Так мало осталось тех, кто ковал Победу над фашизмом. Но и сейчас, дожив до преклонного возраста, они свидетельствуют о потрясающей силе духа, избавившей мир от страшной чумы. Их осталось мало, а потому хочется каждому поклониться до земли и сказать искренние благодарные слова.
В одной из передач "Пять вечеров" ее создатели собрали в студии ветеранов, воевавших на разных фронтах. Тут были и кадровые военные, и медсестры, и дети полка. Атмосфера в студии царила возвышенная, вызывающая те самые слезы, без которых не вспоминается Победа. А как органично вписались в эту атмосферу народные артисты России Валентина Толкунова, Людмила Зайцева и непосредственный участник боевых действий Павел Винник. Такие передачи к празднованию 60-летия Победы заставляют забыть о, мягко говоря, придуманных коллизиях "Московской саги", "Детей Арбата" и других лишенных подлинного патриотизма поделок.
Показ на телеэкранах ветеранов войны напомнил мне атмосферу 60-х и 70-х годов, когда в День Победы мы присоединялись к встречам у Большого театра, гуляли по площадям и аллеям парков, восхищались героями войны. Вот и сейчас, видя на экранах братание легендарных асов из эскадрильи "Нормандия - Неман", глядя на дружеские объятия английских морских конвоиров и их мурманских друзей, понимаешь, почему состоялась эта Победа. Только вот невольно сжимается сердце от слов 90-летнего британца о том, что эта встреча отважных воинов, скорее всего, последняя.