ДИАГНОЗ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ

В столицу, где расположены крупнейшие научные медицинские учреждения с их знаменитыми клиниками и лучшими специалистами, ежегодно устремлялись и устремляются миллионы провинциалов, страдающих различными недугами. При наших-то расстояниях сколько средств и сил тратится на дорогу!

Теперь этот поток нездоровых пассажиров значительно сократился: не потому, что нация стала более здоровой - просто транспортные расходы стали далеко не каждому по карману. Бывало также, что в забытой Богом глубинке молились на областную столицу и ее "крылатую медицину" - санитарную авиацию. Ныне и она пришла в упадок. Казалось бы, отсутствие былой связи с центром для провинции могло стать трагедией. Но этого не произошло: как утверждает статистика, 90% визитов к московским светилам для периферийных пациентов оборачивались рядовой консультацией, поскольку их здоровье вовсе не требовало более серьезного вмешательства со стороны столичных докторов. Да и 70% самолето-вылетов совершались по незначительным поводам, однако это тоже становилось известно уже на месте.
Таких необязательных визитов и самолето-вылетов удалось бы избежать, если бы в стране широко действовала телемедицина. Она позволяет врачу, в каком бы отдаленном населенном пункте он ни работал, в кратчайшие сроки связаться с многоопытными коллегами ведущих российских клиник и получить от них исчерпывающую консультацию. Ведь современные телекоммуникационные технологии позволяют без промедления передать консультанту статичные и движущиеся изображения - рентгеновские снимки, компьютерные томограммы, электрокардиограммы и иные данные медицинских исследований. При этом происходит визуальное общение между коллегами и, в случае необходимости, можно осмотреть проблемного больного.
Такая связь доступна и за пределами страны - с зарубежными медицинскими центрами. В частности, она была уже дважды осуществлена при посредстве советско-американской рабочей группы по космической биологии и медицине: благодаря телемедицинским "мостам" в прямом контакте работали медики из Армении, Башкирии, Москвы и США. Происходило это дважды - в 1988 и 1989 годах, сразу же после землетрясения в Спитаке и взрыва газопровода в Уфе. Тогда ведущие специалисты 20 медицинских направлений, рассмотрев свыше 200 клинических случаев, типичных для более чем четырех тысяч пострадавших, предложили самые рациональные методы их лечения.
Вот что думает о ближайших перспективах развития телемедицины в России руководитель медико-математической лаборатории НИИ нейрохирургии им. Бурденко Михаил ШИФРИН:
- В России различными ведомствами проложено громадное количество волоконно-оптических линий связи, которые часто делались "про запас" и используются весьма неэффективно (эта картина характерна и для других стран). Инфраструктура телемедицины в значительной мере уже создана. В общем, можно предположить, что через вполне обозримое время телемедицинские консультации станут повседневной реальностью, такой же банальной процедурой, как вызов врача по телефону.
То, что существующие у нас каналы связи можно без промедления использовать для телемедицины, показал опыт организации телемоста Беслан - Москва, когда специалисты из столичных научно-исследовательских институтов Академии медицинских наук приняли участие в лечении и психологической реабилитации пострадавших от террористического акта. Среди консультантов были ведущие сотрудники институтов - хирургии им. Вишневского, нейрохирургии им. Бурденко, сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, Государственного научного центра социальной и судебной медицины им. Сербского и Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. Будучи на расстоянии, они, по сути, вместе с врачами Бесланской клинической больницы принимали неотложные меры для возвращения к жизни многих пациентов. Среди пострадавших от теракта были такие, у кого в результате взрыва оказалась поврежденной барабанная перепонка. Телемост позволил врачам из местной больницы связаться с членом-корреспондентом РАМН, профессором Геннадием Пискуновым. В процессе консультации к нему, на московский монитор, поступали изображения, возникающие в ходе эндоскопических исследований, а также результаты аудиографических исследований больных, находящихся в Беслане. Расстояние не помешало Пискунову не только детально обсудить методы дальнейшего лечения представленных коллегами больных, но и познакомить их с малоизвестной конструкцией протеза барабанной перепонки - набросав ее эскиз и объяснив, как такой протез следует устанавливать. Бесланские отоларингологи с благодарностью воспользовались рекомендациями профессора и предложенным им методом протезирования. Опыт, который они почерпнули во время телемоста, служит им и сегодня.
Кстати, технически телесвязь между Москвой и Бесланом была осуществлена отечественными компаниями. Наши телемедицинские системы известны и за рубежом. Они прошли тестирование в Германии и получили высокую оценку.
Доктор при необходимости должен иметь возможность быстро получить профессиональный совет от своих ближайших более опытных коллег, например, заведующего отделением или главного врача. И телемедицина позволяет это делать дистанционно, не выходя из кабинета, щадя время и лечащего врача, и консультанта, и ждущих своей очереди пациентов.
Врачи утверждают, что они нуждаются в постоянном общении между собой - это способствует их профессионализму. И, конечно же, такое общение не должно замыкаться кругом сослуживцев, а предполагает ознакомление с опытом лучших специалистов, как бы далеко они ни находились. И в этом случае роль телемедицины неоспорима. Работая в любой, самой отдаленной точке страны, врач сможет принимать участие в научных конференциях, в каких бы городах они ни проходили, "дистанционно" присутствовать при проведении мастер-класса, причем не пассивно, а подключаясь к дискуссиям, получая здесь же ответы на интересующие его вопросы. И все это с доставкой на рабочее место. Ведь если врач трудится в сельской глубинке, то ему вряд ли удастся отправиться в командировку за знаниями, оставив без внимания своих пациентов, поскольку часто и заменить-то его некому. Таким образом, телемедицина должна стать средством качественного роста сельского здравоохранения.
В скорейшем внедрении телемедицины в нашу повседневную жизнь могут быть заинтересованы не только врачи, но и пациенты, особенно пожилые. Кому из нас не доводилось испытывать сочувствие к людям преклонного возраста, видя, как им тяжело дается долгое пребывание в очередях - сначала за дефицитными талонами, открывающими доступ к доктору, потом - в регистратуру и, наконец, - к заветной двери врачебного кабинета. Можно предвидеть, что если наше здравоохранение будет оставаться в нынешнем состоянии, то такие очереди - надолго: при всех демографических издержках население России, как, впрочем, и Западной Европы, заботами все той же медицины заметно постарело. Выход - во введении телепатронажа, позволяющего доктору, не покидая своего кабинета, обслуживать пожилых пациентов, которые тоже при этом находятся в привычной домашней обстановке. Между ними регулярно проводятся сеансы видеосвязи, и с помощью системы телемедицинских услуг врач получает необходимые сведения о состоянии здоровья своих подопечных. От них к нему напрямую поступают жизненно важные данные: уровень артериального давления, сахара в крови, насыщения крови кислородом, частота сердечного пульса и прочее. О взаимной пользе подобного "контакта на расстоянии" могут рассказать доктора и их пациенты, живущие в США, Японии, Южной Корее и Израиле.
И в России все чаще говорят о телемедицине не как о завлекательном сюжете из области фантастики, а как о недалеком будущем отечественного здравоохранения. О близости рисуемой перспективы свидетельствует тот факт, что телемедицинские центры уже оборудованы не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в отдаленных от них регионах - в Омске, Иркутске, Чите, в Бурятии и Якутии.