ИСТИНА НА ДНЕ

Вчера комиссия Межгосударственного авиационного комитета по расследованию причин катастрофы самолета А-320 компании "Армянские авиалинии", случившейся 3 мая в районе сочинского аэропорта, обнародовала первые данные расшифровки переговоров экипажа лайнера с авиадиспетчерами. Возможно, таким образом решено попытаться срочно сбить волну угрожающих слухов, которые не первый день будоражат город-курорт.

Поговаривают, будто некоторые потрясенные горем родственники погибших в авиакатастрофе пассажиров готовят расправу над диспетчерами, дежурившими в тот злополучный день в аэропорту. И что право-охранительные органы вынуждены взять диспетчеров под тщательную охрану. Руководитель диспетчерской службы сочинского аэропорта Александр Емельяненко, к которому "Труд" обратился за комментариями, все это напрочь опроверг:
- Досужие домыслы. Все диспетчеры работают в прежнем режиме. Мы их не прячем. Учитывая психологическое состояние, лишь стараемся оградить от общения с прессой.
Операторы "горячей линии", до сих пор работающей при оперативном штабе, рассказали:
- Со многими родственниками погибших нам пришлось разговаривать в эти дни, но об угрозах отомстить диспетчерам аэропорта не слышали ни разу. Да и обвинений в адрес диспетчерской службы никто не высказывал.
Впрочем, опыт журналистского общения с официальными лицами в подобных ситуациях не позволяет их успокаивающие заявления принять на веру. Тем более что сам факт вчерашнего срочного обнародования переговоров экипажа разбившегося самолета с наземными службами тоже наводит на подозрения. А обнародовано руководителем департамента по расследованию авиационных происшествий Межгосударственного авиационного комитета Алексеем Морозовым вот что: "Установлено, что в процессе выполнения разрешенного (я подчеркиваю - разрешенного) захода на посадку на полосу "06" из-за ухудшения метеоусловий диспетчер дал экипажу команду прекратить снижение и выполнять правый разворот с набором высоты. Самолет начал выполнять правый разворот с набором высоты, однако затем перешел на снижение и столкнулся с водной поверхностью".
Естественный вопрос: то ли команда с земли летчикам была ошибочной, то ли они сами ошиблись в пилотировании на предельно малой высоте? Утверждают, что самолет в те роковые секунды летел всего в 300 метрах от уровня моря, резко сбросив скорость перед посадкой. Ответы, естественно, даст лишь следствие. В качестве эксперта мы привлекли одного из руководителей авиаотряда самолетов А-320 авиакомпании "Аэрофлот". Судя по его словам, возможны оба варианта. Причем как порознь, так и одновременно. Наш собеседник ответил так: "Поймите, вопрос слишком деликатный, чтобы рубить о чьих-нибудь ошибках сплеча. Насколько опасен был тот крутой разворот? Он действительно непростой для пилота. В той ситуации надо было очень тонко все делать. А можно ли было давать экипажу другую команду - этот вопрос не ко мне".
Но это если рассуждать холодно и здраво. А в чьих-то горячих головах действительно мог родиться собственный приговор. Так угрожают сочинским диспетчерам или нет? Один из авторов этого материала сам около 10 лет проработал авиадиспетчером. Ему и удалось отыскать по телефону недавних коллег из сочинского аэропорта, категорически отказавшихся называть свои фамилии. Оказалось, обстановка вокруг них действительно сложная. И угрозы звучат, и круглосуточная охрана требуется (она предоставлена).
Тем временем на все вопросы члены комиссии отвечают одно и то же: изучаются все возможные версии.
Комиссия сразу опровергла версию, но по мнению руководителя научно-технического центра "Взрывоустойчивость" Адольфа Мишуева, пока рано сбрасывать со счетов и ее.
- Взрыв в самолете носит, как правило, локальный характер, - считает он. - При последних терактах на самолетах были следы от взрыва на площади всего 2-4 квадратных метра, по частичным обломкам, которые пока собраны на месте трагедии, сказать что-либо определенное сложно. К тому же до сих пор никто из официальных лиц не дал вразумительного объяснения, как на борту упавшего самолета оказались три человека, имен которых не было в списках. Так что имеет смысл "прокачать" все, что связано с этой версией.
По мнению заслуженного летчика-испытателя Героя России Магомеда Толбоева, причины большинства авиакатастроф заключены в человеческом факторе.
- A-320 оснащен самым современным оборудованием, но в этом и может крыться причина трагедии. Пилот мог потерять пространственную ориентацию из-за несоответствия показаний приборов и собственных ощущений. Машина и пилот могли попросту не понять друг друга, - считает Толбоев.
Есть мнение, что роковую роль сыграло недостаточное для сложных метеоусловий техническое оснащение аэропорта. Последняя версия косвенно подтверждается действиями президента РФ. Именно в день катастрофы он подписал указ о выведении сочинского аэропорта из разряда стратегических и выставлении его на продажу. Мотивы понятны: частный хозяин найдет инвестиции для технической модернизации. По мнению высокопоставленного чиновника "Кубанских авиалиний", главным претендентом на аэропорт является Олег Дерипаска, уже владеющий аэропортами в Краснодаре, Анапе и Геленджике. Особенно привлекательным для предпринимателя аэропорт делает участие Сочи в конкурсе Международного олимпийского комитета на право проведения зимней Олимпиады в 2014 году. Конкуренцию Дерипаске могут составить частные акционеры аэропорта "Внуково". Продажа аэропорта позволит привлечь в него частный капитал, что даст возможность дотянуть его до европейского уровня.
Наконец еще одна версия получила огласку в связи с предложением Минобороны включиться в расследование причин катастрофы. Это позволило некоторым экспертам задаться вопросом: а не связано ли это с ракетными пусками в тот роковой день в зоне полета погибшего самолета? По этому поводу начальник пресс-службы ВВС РФ полковник Александр Дробышевский заявил корреспонденту "Труда":
- Наши военные специалисты готовы подключиться к расследованию и расшифровке бортовых самописцев. Для этого может быть использована летающая лаборатория, а также специалисты 13-го НИИ Минобороны, который занимается изучением причин летных происшествий. Специалисты ВВС участвовали в расследовании авиакатастрофы пассажирского самолета Ту-154 авиакомпании "Сибирь", который в 2001 году был сбит украинской ракетой над Черным морем. Что касается подозрений в адрес военных, то они беспочвенны: ни о каких учениях с ракетными пусками в тот день в районе Черного моря мне неизвестно.
Между тем любая из версий может найти достоверное подтверждение или быть опровергнута только в том случае, если со дна моря будут подняты "черные ящики". А тут много проблем.
- Дно Черного моря имеет сложный горный рельеф и покрыто толстым - до нескольких десятков метров - слоем густого ила, который представляет собой крайне агрессивную сероводородную среду, - рассказал главный диспетчер Сочинского морского порта Владимир Заремба. - Опыта подводных работ в таких условиях нет ни у кого в мире. Так что поднять самописцы будет очень сложно.
А без них еще сложнее установить истинные причины катастрофы, тайна которой пока еще находится на дне моря.