ВЛАДИМИР БОРТКО: В ОКНА К ДАМАМ НА 10-Й ЭТАЖ Я НЕ ЛАЗИЛ

Любимое место отдыха Владимира Бортко - диван. Любимое времяпрепровождение - на этом диване читать книгу или смотреть телевизор. Чего на самом деле практически не бывает. Менее полугода назад он выпустил на телеэкраны 10-серийный фильм по роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". И вот уже снова в работе. Даже собственное 60-летие народный артист России и Украины, автор таких нашумевших фильмов, как "Собачье сердце", "Идиот", "Афганский излом", "Бандитский Петербург", отметил в минувшее воскресенье на студии. Он приступил к работе над полнометражным художественным фильмом "Тарас Бульба".

- Еще месяц назад вы говорили, что с "Бульбой" ничего не получается, рано, мол, даже обсуждать эту тему...
- Тогда действительно было рано. А сейчас я уже "в запуске", как у нас говорят. Сценарий писал сам. В основе его - роман Николая Васильевича Гоголя.
- Кто будет играть главного героя?
- В свое время мы много говорили об этом фильме и об этой роли с нашим замечательным актером Алексеем Петренко. Но с тех пор прошло шесть лет. Большой срок для кино. Не считаю Петренко старым, однако приходится задуматься над тем, сможет ли он легко запрыгивать в седло, скакать на коне, участвовать в боях, как это требуется по сюжету. Видимо, предложу Алексею Васильевичу другую роль. Есть для него герой в повести Гоголя. А в роли Тараса Бульбы вижу украинского актера Богдана Ступку. Он горит желанием сниматься.
- Это будет телевизионная многосерийная картина, как "Мастер", "Идиот"?
- Нет, двухчасовой прокатный фильм. Несмотря на то, что заказали мне его мои давние партнеры - телеканал "Россия" и студия "Централ Партнершип", которые выступили в свое время продюсерами "Мастера и Маргариты". Вообще участие телеканалов в кинопроизводстве сильно способствует расцвету отечественного кино.
- Ваши украинские коллеги тоже хотели снимать "Тараса Бульбу", приглашали на главную роль француза Жерара Депардье. Но что-то у них пока не ладится. Нет желания "скооперироваться"?
- Абсолютно никакого желания. Да и причем тут Депардье? Тарас Бульба - это наш национальный герой.
- Уже знаете, где будут проходить съемки?
- В павильонах Петербурга, кое-что под Ростовом. Но большей частью, конечно, на Украине, где события, описанные Гоголем, и происходили. Не думаю, что мне там начнут чинить какие-то препятствия. В конце концов я же народный артист этой страны!
- Ну да, вы же учились в Киевском театральном институте. Ваша мама была актрисой, отец - режиссером. А вы сами, Владимир Владимирович, почему пошли по стезе отца, а не матери?
- Не дал Бог артистического таланта.
- Как же вы актерам показываете, что и как нужно играть?
- Я обычно рассказываю. Вы можете себе представить, чтобы какой-то режиссер, даже самый замечательный, показывал, как нужно играть таким актерам, как Кирилл Лавров, Инна Чурикова? Я не представляю. Есть и другие способы общения с исполнителями. Все актеры, которые окружают меня на съемочной площадке, - большие мастера. Отношусь к ним не просто очень хорошо, а трепетно, с любовью.
- Самому в своих фильмах никогда не было желания сняться?
- Поскольку я считаю себя хорошим режиссером, то снимать Владимира Бортко в больших ролях никогда не буду. В массовке же пару раз "увековечился". Скажем, в "Мастере и Маргарите" была крошечная мизансцена, где герою Романа Карцева приносят телеграмму. Так вот ее как раз я и принес. Почти в каждом фильме я мелькаю в кадре "по чуть-чуть", что называется, "на память".
- Из всех ваших фильмов какой был самым трудным?
- Пожалуй, "Мастер и Маргарита". Десять серий - это серьезная работа. В ней было много нового для меня. В частности, компьютерные эффекты. Из того, что я сделал, "Мастер" стал самым сложным фильмом. Считаю его и самым художественно полноценным.
- Вокруг него, однако, разгорелись большие дискуссионные баталии. Не все приняли этот фильм в отличие от "Идиота", "Собачьего сердца". Много было тех, кто посчитал, что в вашем фильме, снятом по роману Михаила Булгакова, как раз Булгакова-то почти и нет. Зато компьютерных эффектов хоть отбавляй!..
- Критики просто не читали ни "Собачьего сердца", ни "Идиота". А на "Мастера и Маргариту" накинулись потому, что у всех свое восприятие этого популярного романа. Соответствующий и настрой был. Да что мне критики, если я точно знаю, что от начала и до конца мой фильм посмотрели 44% телезрителей, это почти 45 млн. человек - такого никогда еще не было ни с одним телесериалом, абсолютный рекорд.
Мне кажется, наша версия достаточно близка к тому, что хотел сказать сам Булгаков. Но книга чрезвычайно популярна. И для каждого Булгаков - свой. С "Идиотом" тоже было нечто похожее. Большинство пели мне осанну, а некоторые исследователи творчества Достоевского яростно "долбали" меня за "искажение романа". Лично мне в моем фильме "Мастер и Маргарита" все нравится. Роман сложный, философский, грустный, трагичный. Так я его воспринимаю.
- Если бы вам вдруг пришлось оставить режиссерскую работу, кем вы могли бы стать?
- В 60 лет мне трудно представить себя кем-нибудь, кроме как режиссером. Хотя и сценарии сам профессионально пишу, и продюсером нередко выступаю. У меня был период в середине девяностых годов, когда 5 лет ничего не снимал. Время было такое. Кино никому не было нужно. Именно тогда я продумывал и "Мастера", и "Тараса Бульбу". Но и в ту тяжелую пору не хотел сменить профессию.
- Вы как-то обмолвились, что не прочь заняться политической деятельностью. Чем она вас привлекает?
- Мне хотелось бы помочь своей стране стать лучше. Чтобы ее гражданам жилось счастливее. Но это не значит, что готов баллотироваться в Госдуму. Некогда. И денег таких нет, чтобы организовать предвыборную гонку. Да, пожалуй, и не выберут. У нас сейчас генералы в чести. Люди искусства пользовались на выборах популярностью лишь в самом начале демократических преобразований.
- Как у вас в семье принято отмечать юбилеи?
- Просто и со вкусом - за празднично накрытым столом в узком семейно-дружеском кругу. Я человек не публичный, несмотря на свою публичную профессию (а может, благодаря ей). Не любитель шумных тусовок, домосед. Свое 50-летие я отмечал в Петербурге в сумасшедшем доме на Карповке. В 1996 году мы снимали "Улицы разбитых фонарей". Это была первая моя работа после многолетнего простоя. Я был рад ей, она спасала мою семью от голода - в буквальном смысле. "Улицы..." стали первым отечественным сериалом, который был востребован зрителем. Денег было мало, потому снимали быстро. Так вот, как раз на 7 мая пришлись съемки в "желтом доме" на Карповке. После восьмичасового съемочного дня откупорили шампанское в честь моего 50-летия, после чего тихо, мирно разошлись. Вот и весь юбилей.
- Вы вообще склонны к безрассудным поступкам?
- Скорее нет, чем да. В окна к дамам на 10-й этаж не лазил. И из окон не прыгал. Из дома, правда, один раз убежал. Мне едва исполнилось тогда 13 лет, решил с другом и соседом по киевской коммунальной квартире Андреем Бенкендорфом сбежать из СССР на Запад. Добрались с ним на товарных составах аж до Херсона. Где сразу же отправились... в милицию. Пока ехали, пришли к выводу, что наша затея глупая. Андрей, к слову, тоже стал кинорежиссером. Трудится в Киеве на студии имени Довженко.
- Не испытываете переживаний по поводу возраста? Все-таки уже шестьдесят!
- Конечно, цифра впечатляющая. Но чувствую себя нормально. Даже сам себе удивляюсь. По собственным ощущениям мне не больше 40 лет. Не верится, что на самом деле 60. Плохо монтируется эта дата с состоянием души. Однако при взгляде в зеркало мысли немного меняются...
- Хотели бы жить в каком-нибудь другом веке, в другой стране?
- Только здесь, в России, и сейчас, в наше время. Мне лично оно кажется очень интересным.