НЕ ПРЯЧЬТЕ ОТ НАС РОДИНУ!

В нашем подмосковном городе главное развлечение для детей - смотреть на шикарные четырехпалубные теплоходы, которые плывут по каналу Москва - Волга. С палуб слышится в основном немецкая, английская, итальянская, а с недавних пор и китайская речь. Дети с восторгом машут вслед белоснежным красавцам, иногда и пассажиры им в ответ лениво помашут.

Что ж, наверное, иностранцам полезно полюбоваться на наши просторы. Возможно, после этого они лучше будут нас понимать. Но трудно понять, почему большинство российских детей лишены возможности увидеть собственную страну во всей красе?
Недавно одна учительница из Костромской области прислала мне школьные сочинения о родном крае. Дети написали и о своем поселке, и о реке, о старой усадьбе, руины которой видно из окна школы. Светлые, добрые сочинения, только письмо учительницы было горьким: "...У нас, как в войну, остались только старики и дети. Совхоз развалился, работать негде. Все мужчины, кто не на пенсии и не инвалид, уехали на заработки - одни в Сибирь, другие в Подмосковье. В школе 116 ребят, из них больше 80 никогда не были дальше нашего областного центра. Почти все наши мальчишки хотят служить, чтобы другие места повидать. Когда им рассказываешь, как велика Россия и сколько в ней интересного, они не очень верят..."
Таинственно и сокровенно чувство Родины. Как и когда оно приходит, трудно объяснить даже самому себе. Быть может, со мной это произошло в тот день, когда еще дошкольником я поднялся на колокольню вологодского Софийского собора и увидел оттуда такие зеленые и синие дали, что долго не хотел спускаться вниз... А как не вспомнить ту ночь, когда мы с мамой сидели на верхней палубе теплохода, плывущего по Волге, и смотрели, как на черный бархат неба откуда-то из таинственной шкатулки сыплются горячие звезды. А еще вспоминается тот день, когда я ехал на летние каникулы в поезде, он остановился посреди леса и стоял так несколько часов. Проводница открыла дверь тамбура, и я бродил в зарослях цветущего иван-чая...
А быть может, начало этого чувства я найду в том дне, когда торопливо занес в дневник: "До отправления поезда три часа, скоро в путь. Как много впереди интересного!" А спустя несколько дней уже на берегу моря записал в той же тетрадке: "Ребята у нас собрались со всего Союза: Темман Мустафаев из Баку, Лена Рукосуева из Иркутска, Тома Вязовкина из Ровно, Костя Романов из Казани, Аида Петросян из Ташкента, Леша Барчин из Киева, Игорь Шаранков из Москвы. Ребята все хорошие, таких друзей иметь каждый бы захотел..."
Нашел недавно карту СССР - в шестом классе я отмечал на ней те населенные пункты, где успел побывать. К тому времени я, оказывается, повидал 60 городов и станций. Конечно, многие из них - проездом, лишь выскочив на платформу, но для детской души, как я сейчас понимаю, и это хлеб.
Вообще-то по натуре я всегда был домоседом и специально в дорогу не напрашивался. Многие мои ровесники могли бы отметить на карте куда больше городов и станций. Первой песенкой, которую мы распевали, только научившись говорить, была "Мы едем, едем, едем в далекие края...".
Странное дело: руководство Советского Союза с каждым годом все реже выбиралось с визитами даже в соседние страны, а народ жил все динамичнее, вовсю путешествовал и странствовал. Может, именно благодаря доступности билетов и возможности свободно перемещаться по одной шестой части планеты, даже старики у нас не торопились залезать на печку. Они то и дело навещали детей-внуков, однополчан и друзей детства.
Сейчас руководство у нас моложавое, не вылезает из лайнеров, с легкостью меняет континенты и полушария, а народ в большинстве своем ведет оседлый и в этом смысле стариковский образ жизни. Если люди сегодня куда-то и едут, так только на заработки, по делам службы или бизнеса, или - не дай Бог! - по горестному поводу. Простое желание повидаться с близкими или друзьями стало непозволительной роскошью. Нас будто исподволь приучают к мысли о том, что страна наша слишком большая и в наших же интересах было бы подрезать ее слегка по бокам.
Помнится, к прошлым президентским выборам все столичное метро было облеплено плакатами (официально изданными федеральным органом власти!), где карта России была представлена без Курильских островов и без Калининградской области. Причем изображение сопровождалось цитатой из Конституции о том, что президент должен выступать гарантом территориальной целостности страны.
С протестом выступили тогда только учителя-географы. Они с горечью обращались к общественности: "Страшен не сам факт появления в Москве карты территории России без земель, за которые наши отцы и деды кровью заплатили в войну. Мало ли бывает у людей ошибок? Более страшно то, что миллионы наших людей спокойно проходят мимо кощунственной карты, содержащей прямое оскорбление нашего национального достоинства. Попробуйте сказать американцу, что в его стране только 48 штатов. Попробуйте забыть на карте США Аляску и Гавайи. Невозможно представить себе, чтобы во Франции была вывешена перед президентскими выборами карта страны без Корсики. Да что без Корсики... Французы настояли, чтобы на карте Европы (!), помещенной на банкнотах евро, были означены все их заморские департаменты. А у нас забыть Калининградскую область и Курилы даже в связи с президентскими выборами ничего не стоит. Вот плоды сокращения часов на географию в средней школе!.."
Вернуть уроки географии в полном объеме несложно, но главная-то беда в том, что нищета и кромешная занятость родителей лишают российских детей той личной географии, которая складывается в дороге, в путешествиях из собственных наблюдений, впечатлений и переживаний. И если до 15 - 16 лет душа и память не получат этих впечатлений, то говорить о чувстве Родины уже вряд ли придется.
А за всем этим кроется еще и межнациональная, и межрегиональная отчужденность, когда дети из одного региона совершенно не представляют себе обычаев, традиций и культуры других регионов.
Вот детей из Калининграда, оказавшихся запертыми в анклаве, по специальной президентской программе привозят в Москву, чтобы показать им столицу России. Но фактически в таких же анклавах оказались миллионы детей в среднерусской, уральской и дальневосточной провинциях! Цепью бедности они прикованы к дому.
Как это ни странно, но те же "географические" проблемы во вполне состоятельных семьях. Там дети тоже не видят России. Порой их чуть не силком в который раз везут в Египет, Турцию или Таиланд, делая из них изнеженные растения, которым русский климат всегда будет казаться чрезмерно суровым. Особенно жаль малышей, ведь их первые жизненные впечатления будут от пальм и пирамид, а не от серебристых волн льняного поля, не от запаха сена и не от рассвета на Белом озере.
Незаметно для себя мы начинаем мыслить масштабами резервации, выезд за границы которой требует каких-то исключительных обстоятельств. Жителю Костромы уже вряд ли придет в голову съездить на выходные, к примеру, в Псков или Вологду, чтобы полюбоваться тамошними древностями. Какие уж тут красоты, какие древности, если старики годами не видят своих внуков!
Сибирь становится для жителей Центральной России такой же фантастической землей, какой она была для русских в ХV веке. Кто покажет вологодским и архангельским ребятам Байкал или Телецкое озеро? И наоборот: кто привезет сибирских и дальневосточных детей в Каргополь и Тотьму, в Ростов Великий и Переславль-Залесский? Нет пока такой программы ни у Министерства образования, ни у других ведомств.
Можно сказать, что пусть, мол, школьники смотрят на родную страну по телевизору. Но красоту родных просторов мы видим на экране лишь фрагментарно и по большим праздникам. Да и как, глядя на экран, ощутить дуновение ветра с Куликова или Бородинского поля? Чтобы прикипеть душой к родной земле, ребенку надо пробежаться по этой земле босиком. Древние русские города и монастыри одним своим обликом воспитывают нравственно и образовывают духовно. И увидеть их надо своими глазами, а не глазами чужого дяди-оператора.
О какой национальной идее, о каком патриотизме можно говорить со школьниками и студентами, если у детей и молодежи нет никаких возможностей для путешествий по родной стране. Если государство не считает своей задачей помочь детям-инвалидам выбраться из четырех душных стен на волю, увидеть просторы России, набраться сил у могучих стен Соловков или скал Валаама.
Я назвал бы такой проект "Увидеть Родину". Впрочем, слово "проект" тут не должно быть главным. Сейчас модно называть нацпроектами самые рутинные вещи, в том числе простое выполнение минимальных обязанностей правительства и государства перед народом. И очень не хочется, чтобы такое, в сущности, обычное дело, как ознакомление детей с родной страной, обросло бы громкими фразами и стало предвыборной акцией для одной из партий.
Иные люди не дожидаются никаких программ, а просто помогают детям. Вот орнитолог Юрий Начаркин по выходным проводит экскурсии для детей-инвалидов по московским лесопаркам. Он рассказывает им не только о птицах, но и о всякой встреченной на пути живности, о каждом дереве и цветке.
В той же Москве есть "Клуб бабушек", который принимает у себя детдомовцев из Северодвинска, помогает им увидеть в столице все самое интересное.
Священники Алексий Василенко (настоятель Свято-Алексиевской пустыни в Ярославской области) и Андрей Воронин (директор детдома и настоятель храма в г. Нерехта Костромской области) каждый год организовывают детские научные и спортивные экспедиции. Ребята из гимназии и кадетского корпуса Свято-Алексеевской пустыни в одно лето преодолели путь протяженностью восемь тысяч километров через Карелию, Кольский полуостров, Хибины и побережье Белого моря. А на минувший новый год шесть воспитанников православного детского дома из Нерехты вместе со своим директором совершили восхождение на гору Эльбрус (высота, напомню, 5642 метра!).
На недавних педагогических чтениях московский учитель географии говорил: "Благодаря СМИ мы каждый день видим столько проблем в России, что опускаются руки, а благополучная заграница так и манит. Спросите старшеклассника: "Если тебе надо составить рекламный буклет по любому региону мира, о чем ты напишешь?" И в большинстве случаев вы услышите: о Париже, о Японии, об Америке... И никто не вспомнит о России. А на ваши слова: "Да у нас в России столько исторических и природных памятников, что Европе и не снилось!" - лишь недоверчиво хмыкнут. Вот она, болевая точка, от которой надо оттолкнуться и повернуть головы детей в сторону нашей страны..."
Но как повернуть детей, если головы взрослых, определяющих политику России, повернуты строго на Запад. Года два назад правительство вложило очень серьезные средства в раскрутку проектов, "способствующих созданию положительного образа России за рубежом". Но то ли пиарщики наши оказались неуклюжими, то ли взятый тон слишком робок и никого не убедил, то ли просто от нас отмахнулись, но факт налицо: давно наша страна не подвергалась в Европе и Америке такому поношению, как сейчас.
Так, может быть, и не лезть туда со своей саморекламой? Может быть, те же деньги потратить на создание положительного образа России у наших собственных детей?