Песня оказалась с бородой

Такой бури в московской телестудии, как после нынешнего «Евровидения», на котором победила бородатая австрийская певица-трансвестит Кончита Вурст, я не помню

«Это конец Европы! Она сгнила! — гремел Владимир Жириновский. — У нас праздник со слезами на глазах, а у них культура со слезами на глазах!» С другого края павильона на политика кричал музыковед Сергей Соседов: «Но ведь песня прекрасная, и Кончита вытянула ее одна, без жирного бэк-вокала, как другие участники!» Лишь иногда сквозь истерические крики прорывались по трансляции из Копенгагена немногосложные реплики наших растерянно-счастливых Маши и Насти Толмачевых, занявших вполне почетное 7-е место.

Так что же это было — позор Европы или все-таки смотр реальных музыкальных достижений? При всей эпатажности результата, мне кажется, скорее второе. В самом деле, песня-то у Кончиты, то бишь у выступающего под таким сценическим именем 25-летнего австрийского певца Томаса Нойвирта, хорошая, с выразительной драматичной мелодией, голос — хватающий за душу, даже с трагическими нотками: одиноко парню с хрупкой девичьей душой в этом жестком мире! Ну а то, что нет ни бэк-вокала, ни подтанцовки, а номер предельно прост, — лишь дополнительный плюс: чем экономнее средства, тем выше их цена.

Возьмите вы песни, дальше расположившиеся по ступенькам конкурсной лестницы. Номер нидерландского дуэта — трогательно-задумчивый, без единой крикливой ноты, с интересной и тоже очень просто оформленной визуальной идеей: юноша и девушка зачарованно смотрят друг на друга, а между ними медленно проползает разделительный пунктир дороги... Светла и улыбчива мелодия шведской певицы Санны Нильссен. Вполне оправдал ожидания один из фаворитов конкурса эмоциональный армянин Арам MP3 (Арам Саркисян). Благороден и экспрессивен номер темнокожего венгра Андраша Каллаи-Сендерса с его эффектным танцем босоногой балерины, посвященный борьбе с домашним насилием... Пока все достижения заслуженны!

Конечно, не стану утверждать, что и дальше в таблице «Евровидения» — сплошная справедливость. Для меня, например, необъяснимо, как могли оказаться на 16-м месте чудесный белорус Тео (Юрий Ващук) с его заводной и доброй песенкой «Чизкейк», на 22-м — талантливая азербайджанка Диляра Кязимова, в номере которой сочетаются европейская мелодика и национальная тембровая красочность. Была бы моя воля, сменял бы их на не особо запомнившихся Данию и Испанию (9-е и 10-е места). Беда в том, что давно осуждаемый и искореняемый принцип голосования по соседским и политическим пристрастиям никуда не девался, и на Западе полно стран, для которых всего, что восточнее Польши, как бы не существует. Англия, Норвегия, Ирландия, Швейцария, как ни странно, даже Словения не дали ни одного очка ни одной стране бывшего СССР! Что же касается России, то ее «не заметили» 19 стран — не только большинство западных (одна Португалия расщедрилась на 2 очка), но даже наши ближайшие соседи финны.

И все же нам поставили высшие 12 баллов Азербайджан с Белоруссией. Не пожалели десятка очков Армения с Грецией. Раскочегарились на восьмерку Молдавия с Грузией. Но тут — совершенно не в обиду очаровательным Насте и Маше — должен заметить, что с музыкальной точки зрения их номер, авторства Филиппа Киркорова, был не слишком запоминаем. Да, отличная идея со сплетенными волосами девушек — но многие ли в состоянии напеть мелодию их песни? Скажу больше: в быстром прослушивании (когда публике напоминались несколько первых секунд каждой песни) у меня путались русская и украинская мелодии: один и тот же темп, характер; закроешь глаза — и, не видя, где темные волосы, а где светлые, где беличье колесо, а где качели, где одна солистка, а где две, — вполне можешь ошибиться.

И надо же — в итоговой таблице Россия с Украиной оказались-таки рядом, притом мы к ним отнеслись великодушнее: дали семь баллов, а они нам — только четыре. Может, оттого и стоим ниже на одну ступенечку. В общем, считаю, тоже более или менее на своем месте.

Ну и чего было так кричать на обсуждении? Владимир Вольфович — с ним понятно, он с такой регулярностью появляется всюду, даже в платных блоках рекламы, что невольно подумаешь: а ну как и на «Евровидении» его участие оформлено «на определенных условиях». Но за что так громили Европу заполнившие московскую студию малоизвестные певцы, актеры, журналисты?..

Признаюсь, сперва очень даже злился на организаторов этого затянувшегося обсуждения: 2 часа крику! До 4 часов ночи! А потом, кажется, понял идею устроителей: горлопаны сорвали голоса, и тут взяли слово другие, гораздо более позитивные и веселые участники дискуссии. Особая признательность — Верке Сердючке. «Да бросьте вы принимать все так всерьез! — улыбнулся Андрей Данилко по телемосту из своего Киева (где сейчас, заметим, не очень-то до улыбок). — Это ж эстрада. И хорошо, что Украина с Россией рядом. Дай бог нам всегда рядом оставаться».

Заметим: Сердючка — такой же трансвестит, как Кончита, но почему-то никого это не напрягает. Наверное, когда этот фрик вступал на нашу сцену, депутатский тренд вопить по поводу и без повода насчет нарушения нравственных устоев еще не вошел так прочно в обычай. Ну и, конечно, спасает откровенно юмористический характер образа. Может, австрийцу тоже надо немножко сбавить серьезности? Как остроумно подытожил конкурсный репортаж Дмитрий Губерниев, «Кончита ля комедия»...