ВСЕ В СБОРЕ

Канадская компания Magna ведет переговоры с Министерством экономического развития (МЭР) о строительстве в России завода по выпуску автомобилей марки Chrysler. Новость любопытна тем, что в случае успеха соглашение станет последним, заключенным в рамках правительственного постановления о "промышленной сборке". Им воспользовались почти все ведущие мировые автопроизводители. Из-за этого конкуренция на российском авторынке обострилась до предела. Впрочем, отечественным автолюбителям это только на руку.

НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ
Режим промсборки введен в действие в апреле 2005 года постановлением правительства N166. Согласно документу те инвесторы, которые были готовы создавать в России собственные автомобильные производства, получали немалые льготы. В частности, они могли беспошлинно или с 3-процентной ставкой ввозить в Россию импортные комплектующие. В противном случае пошлина составила бы 15%. Правительство рассчитывало убить даже не двух, а нескольких зайцев: создать десятки тысяч новых рабочих мест, оживить экономику в депрессивных регионах, наконец, насытить рынок качественными и недорогими иномарками (предполагалось, что собранные в России автомобили будут дешевле аналогов, произведенных за рубежом).
Первой ласточкой стал "ИжАвто", заключивший соглашение по производству автомобилей KIA Spectra. Дальше пошло-поехало. Уже через год режимом промсборки воспользовалось большинство ведущих зарубежных автопроизводителей.
ПЕРЕДОВИКИ ПРОИЗВОДСТВА
Сейчас в России действует более десятка предприятий, выпускающих иномарки (см. справку). Среди самых крупных - завод Ford Motor Company во Всеволожске, московский "Автофрамос", ЗАО "GM-АвтоВАЗ" в Тольятти, таганрогский ТагАЗ, "Автотор" в Калининграде, ижевский "ИжАвто", ОАО "ЗМА" в Набережных Челнах, "Дженерал Моторс Авто" в Ленинградской области, калужский завод "Фольксваген Рус", "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия" в Шушарах под Санкт-Петербургом. По данным ОАО "АСМ-холдинг", в прошлом году в России было произведено почти 454 тысячи легковых автомобилей иностранных моделей.
ПОСЛЕДНИЙ ПРИЗЫВ
В последний момент компанию передовикам составили еще несколько крупных брендов. В начале июня в Каменке под Санкт-Петербургом был заложен первый камень завода Hyundai Motor Company (HMC). Завод заработает через два-три года и будет ежегодно выпускать 100-150 тысяч автомобилей.
В 2010 году вступит в строй завод Nissan под Петербургом. Здесь будут производить до 50 тысяч автомобилей в год. Возможно, ими станут Nissan Teanа и внедорожник X-TRAIL. Столько же планирует собирать и Suzuki. В Шушарах под Санкт-Петербургом должно начаться строительство завода, для которого зарезервировано 50 га. Не исключено, что на здешний конвейер встанут Grand Vitara и SX4.
Чуть ранее о своем интересе к России объявили PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi. Они построят совместный завод под Калугой, на котором планируют ежегодно выпускать до 160 тысяч авто. Первенцами на конвейере станут популярный кроссовер Mitsubishi Outlander и сделанные на его платформе Citroen C-Crosser и Peugeot 4007. Кроме того, здесь будет налажено производство седанов Citroen C4, C5 и Peugeot 308 и 407.
Не исключает строительства в России еще одного завода (второго по счету после всеволожского) и глава Ford в Европе Джим Тетро. В общем, "все флаги в гости к нам".
Эксперты подсчитали, что если все иностранные автопроизводства заработают в полную силу, то через два года их продукция по объему почти сравняется с чисто российской. Гендиректор "ИжАвто" Михаил Добындо прогнозирует, что в 2010 году в России будет выпущено более 1,7 млн. новых автомобилей. Из них 980 тысяч будут носить на себе шильдики российских брендов (в первую очередь "АвтоВАЗа") и 880 тысяч - иностранных. Представитель Минэкономразвития Дмитрий Левченков называет еще большую цифру - 1,2-1,3 млн. "иностранок" в год.
ЗА КАЧЕСТВО ОТВЕЧАЮТ
Но, как водится, дело не обошлось без ложки дегтя. Ходят упорные слухи, что "иностранки" российской сборки уступают по качеству своим зарубежным собратьям. Слухи оказались небеспочвенными. В прошлом году компания BMW AG отказалась брать на себя ответственность за машины, произведенные на калининградском "Автоторе". История началась после громкого судебного процесса, в котором фигурировал попавший в аварию новенький автомобиль BMW калинин-градской сборки.
Впрочем, эта история - скорее исключение, чем правило. В представительствах большинства иностранных автопроизводителей, работающих в России, в один голос утверждают, что с качеством у автомобилей российской сборки полный порядок.
- Мы постоянно контролируем все производственные процессы и готовую продукцию, - заявила "Труду" представитель завода Ford Motor Company во Всеволожске Екатерина Кулиненко. - Все произведенные автомобили соответствуют стандартам качества компании Ford. Автомобили, произведенные во Всеволожске, ничем не уступают тем, что произведены за границей.
Ей вторит и президент ООО "Тойота Мотор" Томоаки Ниситани: "Camry, выпускаемые на заводе в Санкт-Петербурге, сделаны в России, но их производит компания Toyota". То есть с качеством проблем быть не должно.
ТАКОЕ ЖЕ МНЕНИЕ У ДИЛЕРОВ.
- В нашем салоне продаются "Фокусы", произведенные как в России, так и за рубежом, - сообщил представитель компании "Major-Ford" Сергей Гудков. - Уверяю вас, "россиянки" ничем не отличаются от произведенных вне России.
И НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО
У российских автомобилистов особый интерес. Не секрет, что многие из них хотели бы видеть себя за рулем иномарки. Однако раньше большинству это было не по карману. С началом промсборки ситуация стала меняться.
В компании Toyota заявили "Труду", что начало производства Camry в России позволило сократить затраты, связанные с импортными пошлинами. В итоге новые рекомендованные цены на автомобили Toyota Camry, продаваемые в салонах официальных дилеров Toyota, были снижены в среднем на 9%.
- Когда компания Ford открыла завод во Всеволожске под Санкт-Петербургом, то цены на собранные на нем автомобили были почти на 25% ниже европейских, - заявила "Труду" уже упоминавшаяся Екатерина Кулиненко.
Эксперты не исключают, что примеру Toyota последуют и другие западные компании, недавно открывшие свои производства в России. По их мнению, сборка авто в России из комплектующих иностранного производства приведет к снижению стоимости автомобилей на 5-7%, а с переходом на российские комплектующие цена снизится еще больше - на 10-15%.
КОНЕЦ ЛЬГОТАМ
Льготы по промсборке не могли длиться вечно. Они противоречат требованиям ВТО, поэтому России, которая страстно стремится попасть в эту организацию, пришлось поставить в этом деле точку. Большинство экспертов считают, что проект показал свою эффективность. По образному выражению известного экономиста Андрея Реуса, "промсборка - своего рода удачный практический "кейс" при реализации государственной политики в автопроме". С ним солидарен Дмитрий Левченков, считающий, что иностранные инвестиции в создание производств в России составили 6 млрд. долларов.
"ЛАДЫ" ДОРОЖАЮТ
С начала июня крупнейший российский производитель легковых автомобилей "АвтоВАЗ" на 1,46% повысил цены на всю свою продукцию. Больше всего - на 5 тыс. рублей - подорожала "Нива". Остальные "Лады" стали дороже в среднем на 3 тысячи рублей. В компании рост цен объясняют удорожанием сырья (в первую очередь металла) и увеличением зарплат сотрудникам.
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТРОЯТ ЗАВОД
Один из крупнейших мировых производителей автокомплектующих - канадская компания Magna намерена построить в России завод по сборке автомобилей Chrysler. Завод может появиться в Нижегородской области. Сейчас компания ведет переговоры с российским МЭР.
Завод рассчитан на ежегодное производство 150 тысяч автомобилей. Инвестиции могут составить 500 млн. долларов. Как заявил "Труду" источник в администрации Нижегородской области, сейчас идет подбор площадки под новый завод. Закладка первого камня предварительно планируется на начало 2009 года. Модель, которая может стать на конвейер, пока не определена. Возможно, ею станет хорошо известный россиянам Chrysler 300 C. Впрочем, в самой компании эту информацию никак не комментируют.
ПРОИЗВОДСТВО ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ВЕДУЩИХ ИНОСТРАННЫХ БРЕНДОВ В РОССИИ
компания место модели
Ford Motor Company Всеволожск Ford Focus и Ford Mondeo Ленинградской области
"Автофрамос" Москва Renault Logan
ЗАО "GM-АвтоВАЗ" Тольятти Chevrolet Niva и Chevrolet Viva
"ТагАЗ" Таганрог Hyundai Accent, Hyundai Santa Fe Classic, Hyundai Sonata и Hyundai Elantra XD
"Автотор" Калининград модели KIA, BMW, GM и GM DAT
"ИжАвто" Ижевск KIA Spectra, KIA Rio, KIA Sorento
ОАО "ЗМА" Набережные Челны модели SsangYong и FIAT
"Дженерал Моторс Авто" Ленинградская область модели Chevrolet и Opel
"Фольксваген Рус" Калуга Volkswagen Passat, Skoda Octavia
"Тойота Мотор Шушары под Toyota CamryМануфэкчуринг Россия" Санкт-Петербургом
Hyundai Motor Company Каменка под модели не определены Санкт-Петербургом (завод строится)
Nissan Пос. Парголово под Санкт- Nissan Teanа и X-TRAIL Петербургом (завод строится)
Suzuki Шушары под Grand Vitara и SX4 Санкт-Петербургом (завод строится)
PSA Peugeot Citroen Калуга (завод строится) Mitsubishi Outlander, Citroen C-Crosser, совместно с Mitsubishi Peugeot 4007, Citroen C4 и C5, Peugeot 308 и 407
Источник: ОАО "АСМ-холдинг"