ИННА ЧУРИКОВА: "В ПРОВИНЦИИ У МЕНЯ ОЖИВАЮТ КОРНИ"

Инна Чурикова редко дает интервью, но на втором международном кинофестивале имени Тарковского "Зеркало", президентом которого она была, Инна Михайловна сделала исключение для корреспондента "Труда-7".

- Ваша семейная пара считается не только счастливой, прочной, но и равной, а это такая редкость. Очень часто один из супругов приносит себя в жертву другому.
- Если бы не Глеб, я не стала бы Инной Чуриковой, которую вы знаете. Может, мой муж и не сотворил меня, как Пигмалион сотворил Галатею, но он очень способствовал моему развитию. Поэтому я честно признаюсь, что во мне очень много от Глеба. Бывает, спрашиваю у него: "Я тебе еще не надоела?" И он мне отвечает: "Нет, а я тебе?" Я говорю: "И ты мне нет". Глеб очень мало меня снимает - ему надо реализовать проекты, о которых он мечтал еще в молодости. Правда, сейчас Глеб снял меня в картине "Без вины виноватые", которая выйдет на экраны осенью.
- Инна Михайловна, а сами вы не устали от своего прямо-таки завидного постоянства: один муж, один режиссер, один театр?
- Ну что поделаешь, такая, видно, у меня история. А зачем уходить? К кому? Назовите кого-то достойнее Марка Анатольевича Захарова. Он умен, интеллигентен, ироничен, с ним очень интересно работать, так что другого такого найти непросто.
- Вы постоянны во всем?
Порой я совершаю неожиданные поступки. Но эта непредсказуемость, как ни странно, является частью моей натуры.
- На днях исполнилось бы 55 лет со дня рождения Александра Абдулова. Вам очень его не хватает?
- Очень-очень. Саша был сердцем "Ленкома". Я не верю, что его больше нет, мне кажется, что он уехал на съемки фильма и скоро вернется. Каждый вечер я жду, что Саша придет в театр, начнет рассказывать свои анекдоты, байки, разыгрывать нас, ведь он был такой придумщик! Однажды я выхожу из театра и слышу голос Саши Абдулова: "Инна, мотор, съемка!" Оказалось, что таким образом он снял меня в своем фильме. Саша очень много работал: снимал фильмы, играл в театре, организовывал проекты и благотворительные акции... И везде успевал.
- Думаете, в конце своей жизни Александр Абдулов обрел семейное счастье?
- Незадолго до ухода Саша рассказывал мне, как он счастлив, что у него родилась дочь, что у него есть любимая женщина, что у него наконец-то появилось чувство дома. Не секрет, что он любил компании, друзей, путешествия и был вечным странником. Слава богу, что Саша успел почувствовать себя счастливым.
- Николай Караченцов и его супруга Людмила Поргина - ваши близкие друзья. Вы верите, что Николай Петрович вернется на сцену?
- Верю. По крайней мере, я его очень жду. С каждой секундочкой Коля набирает силы. Но он прорвется, я это точно знаю. Людочка такая молодец, она помогает ему вернуться. Да и мы поможем.
- Вы производите впечатление беззащитной ранимой женщины, хотя, возможно, это только впечатление. Ваши коллеги говорят, что у вас бешеный, хотя и скрытый темперамент.
- Я действительно не умею защищаться и не считаю это нужным. Может быть, потому, что меня всегда окружали очень хорошие люди. Разумеется, какие-то нехорошие истории случаются в моей жизни, расстраивая и выводя из строя, но я быстро забываю все плохое.
- Почему с такими внешними данными и с такими талантливыми родителями ваш сын Иван Панфилов не пошел в артисты?
- Кто знает, у него еще жизнь впереди. Ваня в начале своего творческого пути, ищет себя. В фильме "Без вины виноватые" он играет Незнамова. Глебу как режиссеру прежде всего было интересно, чтобы в реальности были настоящие мать и сын, как и в сюжете. Мне кажется, у Ивана была очень сложная роль. Но он точен и убедителен в этой работе. У него самого много схожего с характером Незнамова. Посмотрим, что в итоге получится.
- Инна Михайловна, наверняка нелегко вам далось решение возглавить кинофестиваль имени Андрея Тарковского. До этого момента вы избегали так называемых общественных поручений, не говоря уже о руководящих должностях.
- В Ивановской области живут замечательные люди - простые, сердечные, но при этом серьезные и требовательные. В отличие от Москвы здесь люди не суетятся, они более вдумчиво воспринимают жизнь и искусство. В Иваново, как и в Рязани, в Суздале, самом сердце России, оживают мои корни, которые связывают меня с моей Родиной, с ее прошлым. В Москве я так много работаю, что забываю о корнях, о связи со своей землей, а это плохо. Река Волга способствует созерцанию, вдумчивости.
- В свое время вы выразили сожаление, что ваш партнер по фильму "Военно-полевой роман" Николай Бурляев, из-за того что возглавляет фестиваль театра и кино "Золотой Витязь", очень мало работает в кино. А теперь пошли по его стопам?
- Кино и театр - это очень ответственные виды искусства. Важно, чтобы была взята высокая интонация даже там, где речь идет о вещах низких. Извлечение должно быть в результате, понимаете? Я никогда не забуду, как после одного голливудского фильма, кажется, "Американская любовь", мой сын Ваня сказал нам, как сильно он нас любит и как скучает, хотя до этого столь душещипательных признаний с его стороны не было. Но сейчас выходит немного фильмов, способных затронуть за живое, изменить жизнь. К сожалению, исчезли дискуссии между создателями фильмов и зрителями, и я считаю, что это неправильно. На кинофестивале "Зеркало" я бы хотела возродить обсуждение новых фильмов.
- Ваш супруг, режиссер Глеб Панфилов, снимает исключительно серьезное кино, и экранизация романа Александра Солженицына - яркий тому пример. Вы не пытались отговорить Глеба Анатольевича от идеи экранизировать Солженицына? Ведь это тот случай, когда ошибка очень дорого обойдется режиссеру.
- Глебу вообще все работы дорого обходятся. Таков уж его путь. А разве можно заставить человека отступить от заветной и очень давней мечты? Как сейчас помню, какое сильное впечатление произвел на Глеба роман "В круге первом", как он всматривался в те машинописные листочки с текстом Александра Исаевича, как страстно и неистово говорил о его героях. Для нас это произведение стало тем откровением, которое переворачивает всю жизнь. Уже тогда Глеб задумал снять фильм по этой книге. Но Панфилов платит годами ожидания за воплощение своих режиссерских замыслов. К счастью, он принадлежит к тому редкому числу художников, которые не перегорают, пока длится ожидание. Он собирал силы, знания, наблюдения, чтобы оказаться готовым к реализации своей цели.
НАШЕ ДОСЬЕ
Инна Михайловна Чурикова родилась 5 октября 1943 года в башкирском городе Белибей, а после войны переехала в Москву. Окончив в 1965 году училище им. Щепкина, работала в ТЮЗе, а затем перешла в труппу "Ленкома", где работает и по сей день. Начало большой карьеры Чуриковой связывают с именем Глеба Панфилова, ставшего ее мужем: она снялась в пяти его картинах, среди которых военный "В огне брода нет" (1968), кинодрама о начинающей актрисе "Начало" (1970), "Васса" (1983).
В нынешнюю эпоху она украсила собой лучшие многосерийные проекты отечественного ТВ - сыграла в "Идиоте" (2003), "Московской саге" (2004) и "В круге первом" (2005). Чурикова проявила себя и в другом кинокачестве - написала сценарий фильма "Романовы. Венценосная семья" (2001).