03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

У ПЕШЕХОДА ГЛАЗА ВЕЛИКИ

Остался без колес. Всего на день. Перехожу улицу на зеленый свет. Не один - в толпе. Вдруг парень за рулем "мерса" чуть не въезжает на зебру и бибикает. Вместо привычного сигнала слышу: "Бе-е-е..." - блеяние; водила намекает, что пешеходы для него - стадо баранов. И так захотелось мне пнуть этот "мерс".

НУЖЕН ДАМОКЛОВ МЕЧ
Печальные цифры статистики призывают задуматься всех: пешеходов, водителей, инспекторов ГИБДД и начальников, которые имеют какое-то отношение к организации дорожного движения.
Итак, от 49 до 50% общего числа ДТП в России - наезды на пешеходов. По данным автоинспекции, чаще всего люди попадают под колеса при переходе проезжей части в неположенных местах (более 60%). Чуть не треть наездов связана с нарушением пешеходами правил дорожного движения. Неожиданно выходят на проезжую часть, когда водитель не может предотвратить аварию, примерно 15% граждан, попадающих под авто. Чаще всего наезды происходят в городах (около 80%). 20% ДТП случается на автомобильных трассах, они, как правило, заканчиваются более тяжкими последствиями, часто - гибелью.
К сожалению, в правительственной программе практически ничего не говорится о том, как привлечь пешеходов к борьбе за безопасность на наших трассах, какие принять меры, чтобы количество наездов сократилось. Ведь это страшно, что у нас ежегодно погибает больше 13 тысяч бесколесных граждан, а около 60 тысяч становятся калеками. И в большинстве случаев по своей вине. В свете этих цифр мне лично непонятно, почему, например, человек, перебегающий дорогу в неположенном месте, отделывается штрафом всего в 100 рублей. Ни в какой другой стране такого нет. Да и наказывают-то пешеходов у нас только тогда, когда начальство требует, то есть во время специальных акций. В обычные дни милиция не хочет связываться с ними из-за какой-то сотни.
Не так серьезно, как надо бы, наказывают и водителей, не уступающих дорогу пешеходам. Штраф - 300 рублей. Но вы видели, допустим, в Москве, чтобы гаишник останавливал зарвавшегося водилу, который без зазрения совести выехал на зебру и там ожидает зеленый сигнал светофора, мешая людям переходить улицу? Ответ отрицательный. К счастью, не везде так. В некоторых городах инспекторы так рьяно следят за тем, чтобы водители не обижали своих пеших собратьев, что кажется, будто ты в Европе, а не в России. Такую картину я сам наблюдал в Муроме. Так что ссылки на то, что российские автомобилисты никогда не будут уважать пешеходов в "силу национального характера", не выдерживают критики. Еще как будут, если над их головами и карманами повиснет дамоклов меч.
КОГДА СУМА, КОГДА ТЮРЬМА
Водитель, сбивший пешехода, несет уголовную или административную ответственность. То есть он может попасть за решетку или заплатить штраф. Все зависит от последствий. Если пешеход отделался легкими ушибами, то автомобилиста ждут материальные затраты. Уголовное преследование виновника ДТП начинается в том случае, когда потерпевший погиб, а также если его здоровью нанесен вред средней или тяжкой степени. Такие последствия наступают уже тогда, когда машина сбивает пешехода на скорости более 30 км/час. При 60 и более км/час во время удара шансов выжить у попавшего под колеса остается очень мало.
За смерть человека нарушитель ПДД может попрощаться со свободой на срок до 5 лет, а если в аварии погибло двое и более лиц, то сесть в тюрьму можно и на 10 лет. Наказания за нанесение вреда здоровью средней и тяжкой степени составляют от 5 лет ограничения свободы или до 2 лет лишения таковой. Само собой разумеется, что после отбывания срока за руль нельзя будет садиться около 3 лет.
Степень тяжести вреда здоровью определяется специалистами судебно-медицинской экспертизы. Но, чтобы ориентироваться, неплохо знать, что тяжкий вред наступает тогда, когда травмы представляют опасность для жизни. Сюда входит потеря зрения, слуха, речи, какого-либо органа или нарушения его функционирования, расстройство здоровья, после которого потерпевший утрачивает общую или профессиональную трудоспособность. Кроме того, тяжким вредом считается неизгладимое обезображивание лица потерпевшего, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией или токсикоманией. Последнее, видимо, надо понимать так: если пешеход получил такие травмы, что после них пал духом и пристрастился к наркотикам, то ответственность за это несет сбивший его водитель. Однако мои знакомые юристы так и не вспомнили ни одного случая, когда бы автомобилиста судили за то, что травмированный им человек стал наркоманом.
Но разве от этого легче?! Любая травма коверкает жизнь. Даже средней степени тяжести. К ней, кстати, относится вред здоровью, в результате которого человек не способен работать больше трех недель.
И еще одно надо помнить, садясь за руль. Практика показывает: в 80% случаев судьи почему-то становятся на сторону пешеходов и во всем обвиняют водителей. Так что, пока российская Фемида больше чтит бесколесных участников дорожного движения, гражданам на колесах надо быть втройне бдительными.
МЕСТО ВСТРЕЧИ НЕ МЕНЯЕТСЯ
Большая часть пешеходов попадают под колеса в темное время суток, особенно в сумерки. Дело в том, что глаза водителя в это время еще не привыкли к темноте, а фары практически не светят. Ночь же опасна потому, что уличные фонари, горящие окна создают для человека за рулем иллюзию, будто он едет по светящемуся коридору. Что находится в тени, ему не видно из-за светового контраста. Внезапное появление пешехода становится такой неожиданностью, что тормозить уже поздно. Поэтому узенькие улицы, утопающие в зелени кустарников, отделяющих тротуары от проезжей части, должны быть для водителя предупреждающим знаком: будь осторожен. Плохо освещенные выходы из арок домов, скверов, парков также в темное время таят в себе опасность. И самое важное: в темноте пешеходы, не умея правильно определить расстояние до приближающегося автомобиля и его скорость, смело шагают. Положение усугубляется тем, что человек, которого осветили фары, полагает, будто водитель его прекрасно видит. Но это не так. Если прохожий в темной одежде, то водитель заметит его только за 10-15 метров. Ну а носить световозвращающие нашивки у нас не принято, хотя во многих странах опознавательные знаки обязательны. Например, в Белоруссии. Чем мы хуже белорусов, я не знаю.
НЕ УЕЗЖАЙ-КА ТЫ, ГОЛУБЧИК
Прямо напасть какая-то: водители все чаще оставляют место ДТП после наезда на пешехода. Их, конечно же, ловят. И потом наказывают не только за аварию, но и за оставление места происшествия, а иногда и за неоказание помощи пострадавшему. Если человек травмирован не слишком сильно или вообще отделался легким испугом, то уехавшего водителя могут оштрафовать на 1500 рублей, лишить прав на год или даже арестовать на срок до 15 суток. Короче, надо останавливаться. Если пешеход сам повинен в аварии, но остался цел и невредим, а ваша машина пострадала (например, наскочила на столб, бордюр или на другую машину во время спасительного маневра), то разбор его "полета" будет в вашу пользу: закон предусматривает наказание пешехода за создание аварийной ситуации.
Если сбитый гражданин пострадал серьезно, надо вызвать "скорую" и сотрудников ГИБДД. Пока они прибудут, постараться найти свидетелей, записать их данные. Ведь очень часто бывает, что в наездах виноваты обе стороны. И тут водителю стоит побеспокоиться о том, чтобы все выглядело по крайней мере объективно. А если он уехал с места происшествия, то как бы автоматически признал свою вину.
Не стоит забывать и о том, что ваша машина застрахована. Даже полис ОСАГО, не говоря о каско, предусматривает возмещение ущерба пострадавшему пешеходу, а также автомобилисту, машину которого вы зацепили, когда пытались уйти от наезда.
ЗАРАБОТОК ДЛЯ БОМЖЕЙ
Невероятно, но факт. В Москве и других российских мегаполисах бомжи взяли моду бросаться под колеса машин, чтобы заработать на бутылку. Они обычно прячутся за кустами или в толпе на остановке. Выбрав автомобиль, быстро бегут перед его носом по проезжей части. Легкое касание - и вот уже "жертва" с воплем падает под колеса затормозившего авто (или рядом с ним - в зависимости от того, что безопаснее). Понятное дело, толпа зевак начинает обсуждать происшествие, но из нее вдруг выныривает кто-то и предлагает водителю, который почти всегда находится в некотором шоке, варианты выхода из положения. А он, собственно, один: заплатить страдальцу некоторую сумму, а остальное возьмет на себя тот самый "кто-то". Часто водители платят. После чего "жертва" и подельник скрываются. Если автомобилист начнет звонить по телефону в милицию, то эффект будет тот же - аферисты испарятся, как привидения. Так что не попадайтесь на удочку. Тем более что вашей вины в наезде не будет, если пострадавший действительно бросился под колеса по умыслу или в результате грубой неосторожности. Не придется оплачивать и вред, нанесенный "артисту".
Однако тут есть закавыка. Да, за нанесение легкого вреда здоровью пешехода, который действовал с умыслом или грубой неосторожностью, платить не придется. Но при получении потерпевшим травм средней и тяжкой степени автомобилисту все-таки придется выплатить часть расходов на лечение. Почему? А потому что у него машина - источник повышенной опасности. Если под колеса ночью выбежал пьяный, то лечение (похороны) будет оплачивать водитель. При смерти пешехода - единственного кормильца автовладельцу придется какое-то время обеспечивать его семью.
О чем задумался, детина?
Самыми опасными пешеходами являются дети, старики и нетрезвые граждане. "Автономия" недавно писала, как уберечь ребятишек от колес, а вот со стариками и пьяными - беда. И те и другие плохо ориентируются в пространстве, и те и другие не способны оценить угрозу от автомобиля. Для них частенько как будто не существует переходов, зебр. Они могут буквально выпасть из толпы на остановке прямо под колеса или долго размышлять: переходить, не переходить - и вдруг броситься наперерез машине. Главное - быть начеку, особенно в выходные и праздничные дни. Ну и не забывать про тормоз.
В действиях женщин, переходящих улицу в неположенном месте, исследователи также не обнаружили никакой логики. Профессионалы городской езды, завидев представительницу прекрасного пола на дороге, стараются дождаться, чтобы она окончательно встала на тротуар. Дамы частенько, уже пройдя больше половины проезжей части, вдруг поворачивают и бегом к тому месту, откуда начали переход. Чем это объяснить - неизвестно и им самим.
Еще одну категорию пешеходов водители называют "задумчивыми". К ней относятся студенты, интеллигентный люд, часто - туристы. К ним также примыкают те, кто ходит по улицам с прилипшим к уху мобильником. Но человека, который ушел в себя, в общем-то, видно. А раз заметили, то не вздумайте сигналить ему, чтобы уступил дорогу. Это может так напугать, что он бросится вам на капот или замечется по проезжей части. Остановитесь и пропустите "задумчивого". Если находитесь сзади, то газаните. Шум мотора напомнит ему, где он находится.
ТРЕНИРУЙСЯ
Главная причина наездов - превышение скорости. Между тем многие горе-автомобилисты даже не знают, где с какой скоростью надо ездить. Во дворах и жилых зонах, например, запросто держат стрелку спидометра на 40 км/ч, хотя разрешено не больше 20. В населенных пунктах нельзя превышать 60 км/ч, а часто едут со скоростью и 80, и 90. Быстрая езда увеличивает опасность наезда на людей, кроме того, превышение установленной скорости отягчает положение водителя, если происходит непоправимое.
Не менее важен для определения вины водителя и так называемый момент возникновения опасности движения. Обязательно учитывается, мог ли водитель предотвратить наезд. Профессионализм надо повышать. И тут не обойтись без специальных тренировок.
На курсах экстремального вождения водителей тренируют. Автомобиль разгоняется до 100 км/ч. Впереди - макет пешехода. За 100 метров до него - команда инструктора: "Закрыть глаза. Скорость не снижать". Метров за 20 глаза надо открыть. Надо затормозить так, чтобы машина остановилась перед макетом. И вырулить так, чтобы автомобиль оказался как можно дальше от фигуры пешехода.
В хороших автошколах экстремального вождения макет движется. Его называют "мечущимся пешеходом". На подъездах к нему также идет отработка торможения и руления. В случаях, когда столкновение неизбежно, водитель должен резко повернуть баранку в любую сторону и дернуть ручку ручного тормоза. Машина заметно снизит скорость и ударит макет не носом, а боком. Удар будет слабее и человек получит меньше увечий.
НАПОМИНАНИЕ
Сколько ни спрашивал, никто из "пеших всадников" не ответил, что говорится об их обязанностях в ПДД. А там им посвящен целый 4-й раздел из 8 пунктов. Вот главные требования. Ходить по обочине или проезжей части можно только при отсутствии тротуаров и всегда навстречу движению автомобилей. Инвалиды в колясках, пешие колонны - по ходу движения. Группам детей можно передвигаться только в светлое время суток и в сопровождении взрослых. Если нет обозначенного перехода, пешеходы должны пересекать улицы на перекрестках или под прямым углом к краю проезжей части. При этом они не должны появляться из-за стоящих у тротуара машин. На проезжей части нельзя останавливаться, даже если поблизости нет авто. При их появлении надо остановиться на линии, разделяющей потоки машин. Нельзя переходить улицу, если вдали появился автомобиль с проблесковым маячком или подающий специальный звуковой сигнал. Ожидать автобус, маршрутку разрешено только на приподнятых над проезжей частью площадках или тротуарах, а после высадки срочно уходить с проезжей части.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников