"МОЯ КРЕПОСТЬ" ДОРОЖАЕТ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Жилищно-коммунальная реформа больно ударила по жителям села. В

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Жилищно-коммунальная реформа больно ударила по жителям села. В Веселовском районе, например, недоплаты за тепло стали хроническими. Вместо начисленных за март, апрель, май 134 тысяч рублей потребителями оплачено лишь 84,4 тысячи.
- Дело в том, - пояснил заместитель главы администрации района по экономике и прогнозированию Дмитрий Суковатов, - что рост платежеспособности селян очень отстает от темпов роста цен за коммунальные услуги. 25 процентов семей в районе имеют право на получение субсидий. Бюджетной строкой на подобные нужды выделено 55 тысяч рублей в год. Хотя реальная потребность в этих средствах почти в четыре раза выше - 190 тысяч рублей.
Выход - один: перевод котельных с твердого топлива на газ.Или установка автономных котельных. В этом году газифицированы хутора Позднеевка и Ленинский. Готовятся к сдаче газопровода в хуторе Красный Октябрь. За пять лет планируют все населенные пункты района перевести на голубое топливо.
Людмила КАРАМЫШЕВА.
ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
Городок Грязовец - типичный райцентр, где старина соседствует с новостройками. Семья Смирновых живет на улице Студенческой в однокомнатной благоустроенной квартире. На двоих с супругой Илья Николаевич платит с 44 квадратных метров ежемесячно 185 рублей - за все про все: горячую и холодную воду, отопление, электричество и газ.
Много это или мало? С какой точки зрения посмотреть. Если соотносить с затратами коммунального хозяйства города, то квартплата с оплатой услуг составляет в среднем 45 процентов, вроде бы не так уж и накладно. Но с учетом того, что пенсия у супругов Смирновых едва переваливает за тысячу, то квартирные расходы в семейном бюджете ощутимы.
Кстати, такое же, вполне приемлемое по местным меркам жилье у большинства горожан - 68 процентов от всего жилищного фонда. Заработки в городе небольшие, поэтому местная власть решила: оплата коммунальных услуг не должна превышать 17 процентов совокупного семейного дохода. 311 семей получают дотации, но желающих - намного больше. Ведь вопрос еще в том, каково качество коммунальных услуг. Без сожаления платишь деньги, когда знаешь, что покупаешь "добротный товар". В этом смысле в Грязовце не все гладко. Перебои с холодной водой - ее на всех не хватает, да плюс не выдерживает вода санитарных норм. Нужно реконструировать очистные сооружения, оснастить их соответствующим оборудованием, но на это в городской казне денег нет. Приходится местным жителям самим выходить из положения - покупать фильтры, отстаивать воду в ведрах.
Геннадий САЗОНОВ.
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Как и предусмотрено жилищно-коммунальной реформой, ответственные квартиросъемщики в Кузбассе оплачивают 60 процентов стоимости услуг на жилье, остальное дотирует государство. Однако в сельских районах тарифы на тепло, воду, электроэнергию выше,чем в среднем по области. Поэтому местные власти, помимо госсубсидий, предоставляют тем, чей доход ниже прожиточного минимума, дополнительные пособия. Но тут есть загвоздка. Чтобы получить скидку на оплату жилья и коммунальных услуг, надо подать в жэк заявление. Разницу же в стоимости этих самых услуг жилищно-коммунальные хозяйства должны получать из бюджета. Но там не всегда есть средства. Вот долги коммунальщикам и растут. Получается, государство стремится свести на нет субсидирование жилья, власти же на местах учитывают суровые реалии и стараются поддержать земляков. Но "внакладе" остаются ЖКХ.
Например, в индустриальном Новокузнецке 1,8 процента населения получают субсидии от местных властей на квадратные метры сверх социальных норм. В целом по области этот процент составляет 7,6 процента. А в сельском Яшкинском районе - 19,5. И тут дело не в привилегиях для села - просто доходы у их жителей слишком низкие.
Евгения ИВАНКОВА.
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
В райцентре Рыбинского района - городе Заозерном только сейчас, в середине лета, начали проводить ревизию состояния жилищного фонда. До реальных ремонтных работ еще далеко, хотя ситуация здесь аховая. Не зря вопрос о Заозерном рассматривался на заседании совета безопасности администрации Красноярского края.
Дело в том, что две зимы кряду жители целых микрорайонов не жили - выживали без тепла и воды. Старая, хлипкая котельная, переданная в муниципальную собственность из объединения "Слюдаграфит", сто лет не ремонтировалась, она просто не в состоянии обогреть город. А на ремонт или строительство новой, как водится, нет денег.
- Сейчас, как и в прошлом году, ничего не делается, - рассказывают жители Заозерного, - горячей воды нет, холодная подается с большими перебоями. Единственная в городе баня и та не работает три года. Ездим мыться в соседние Уяр, Бородино, Зеленогорск. А как быть пожилым, больным, тем, у кого нет родственников? Наши требования мы опубликовали в местной газете, но на сессии городского совета вопрос так и не был решен...
Любовь РАК.
САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ
Хорошо жить в сельском доме. Сосед с верхнего этажа не зальет, музыку среди ночи не врубит... Плохо жить в сельском доме, потому что сверху вода все равно льется, если крышу вовремя не чинить. Все плюсы и минусы сельской жизни давно уже оценил житель села Красный Яр Герасим Шевелев. Село большое, современное, 40 километров от Самары. А дом у Герасима самый обычный. Построен был в 30-х годах. И фундамент пришлось укреплять, и крышу перекрывать. Но где взять сельскому жителю деньги, чтобы заплатить за холодную воду или за электричество - 22 копейки за киловатт. Канализация, хоть это обычная сливная яма, тоже теперь не бесплатная.
Работает Герасим Александрович в городе, но жить там не хочет. Он считает лучшим местом село. Только забот здесь больше, жилищный сервис лишь зарождается, самому приходится быть и плотником, и сантехником. Вот если бы, мечтает он, государство предоставляло сельским жителям льготные кредиты, многие горожане наверняка перебрались бы сюда.
Александр ПЕТРОВ.