ПРАВО НА ТРУД ПОСТОЯННО ОТВОЕВЫВАЕТСЯ

У нового КЗоТа оказалось много сторонников, но и немало оппонентов. У каждого - свои аргументы.

У нового КЗоТа оказалось много сторонников, но и немало оппонентов. У каждого - свои аргументы. Например, Эдуард Кинстлер, председатель независимого профсоюза горняков России, говорил так: "Когда Кодекс законов о труде 1972 года появился на полках, никто его в руки не брал, он всех устраивал. Но как только рабочие начали защищать свои права по этому КЗоТу, тут же правительство решило, что он устарел, нужно принять новый. Нас вполне устраивает сегодняшнее законодательство. Оно дает возможность защитить свои права, что мы и используем в своей практике".
Ему возражает (и, надо заметить, резонно) министр труда РФ Александр Починок: "Старый КЗоТ безумно устарел. Достаточно сказать, что он принимался, когда работодателя не было. Там поэтому и механизма переговоров не было. Могли бы вы себе представить, что слесарь Вася Иванов ведет переговоры с государством СССР в лице работодателя?"
Но эти споры - так сказать, концептуальные - уже в прошлом. Проект "согласованного" (властью, работодателями, профсоюзами) Трудового кодекса одобрен парламентом в первом чтении. То есть концепция уже "состоялась". Осенью в него внесут поправки, и в новом, 2002 году страна начнет жить по новому КЗоТу.
Вопрос: всем ли хорош принятый в первом чтении законопроект? (Мы подробно представляли его в "Труде" за 6 июля.)
Ответ известен: и правительство, и Федерация независимых профсоюзов России называют его "компромиссным". Наверное, и работодатели вовсе не всем тут довольны. Но общество особо волнует: насколько надежно новый КЗоТ защищает права наемного работника?
Новый кодекс критикуют, например, за то, что в нем слишком широко толкуется право предпринимателя заключать с работниками срочные трудовые контракты, под которые подпадают артисты, журналисты, большинство работников службы быта и торговли, а также работники предприятий, руководители которых считают, что расширение производства носит временный характер (до двух лет). Видимо, нелегко придется и пенсионерам, которые согласно новому КЗоТу смогут работать только по срочному договору.
Или, скажем, из "согласованного" варианта законопроекта "ушли" статьи, согласно которым профсоюз получал некое право на участие в управлении производством. В более ранних вариантах предлагалось сведения о зарплате, включая зарплату руководителя, балансовые отчеты, данные о финансово-хозяйственной деятельности сделать доступными коллективам, профсоюзам. Теперь этот пункт нужно включать в коллективные договоры, на что вряд ли согласятся хозяева. Но как без знания действительного финансового состояния предприятия требовать от работодателя, скажем, повышения зарплаты?
Таких или подобных пробелов в новом законопроекте можно насчитать немало. Их наличие закономерно: Трудовой кодекс должен быть не только "хорошим", гуманным для работника, но и выполнимым для другой стороны - работодателя. Иначе какой в нем прок?
Что ж, впереди у нас три-четыре месяца для анализа и обсуждений каждой статьи, каждого пункта нового КЗоТа. Причем некоторые альтернативные варианты уже имеются в других проектах КЗоТа. Скажем, в варианте, отстаиваемом Анатолием Ивановым, депутатом Госдумы и вице-президентом Всероссийской конфедерации труда, более жестко прописаны гарантии работника от увольнения.
Или взять такой больной вопрос: сколько профсоюзов может быть на предприятии, и какими правами в сфере трудовых отношений должны обладать "малые" профсоюзы? Увы, сегодня в Российской Федерации более 140 профсоюзов зарегистрированы как профсоюзы "общероссийского уровня". При этом в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР) входят лишь 48 профсоюзов, но в них числится около 38 миллионов человек, что составляет 96 процентов всех членов профсоюзов России. То есть налицо, по сути, монопольное положение одного профобъединения, что не на пользу, считают некоторые эксперты, профсоюзному движению: с одним профсоюзом "договориться" легче.
В общем, еще есть время для размышлений и споров. Его надо продуктивно использовать.