03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОХИЩЕНИЕ В ДРОГОБЫЧЕ

Корец Марина
Опубликовано 01:01 12 Июля 2001г.
Недавно в Дрогобыче случилось сразу две сенсации. Первая - когда в кладовке пенсионеров журналисты из Германии отыскали фрески знаменитого художника и писателя Бруно Шульца, за которыми давно охотились искусствоведы всего мира. Вторая - когда эти фрески, права на которые предъявили сразу четыре государства, беспрепятственно вывез предприимчивый израильтянин, "отвалив" старикам 100 долларов. Кто же он такой, Бруно Шульц, чья жизнь и творчество до сих пор окружены тайной?

...Нынешний Дрогобыч - чистенький городок со старинными улочками, несмотря на однообразие новостроек, и сейчас не лишен своей прелести, которая когда-то не отпускала от себя Бруно Шульца, заставляя творить только здесь, на родине. Признание к Шульцу пришло поздно - перед самой второй мировой войной, и началось оно не с художественных, а с литературных заслуг. Изданный в Варшаве (Дрогобыч входил тогда в состав Польши) сборник новелл "Коричневые магазинчики" принес ему внезапную известность. А после второго сборника "Санаторий под клепсидрой" Польская академия литературы увенчала скромного учителя рисования своей престижной премией "Золотые лавры". Сегодня произведения Шульца изучают польские школьники, художники Японии бьются над загадками его графики, европейские ценители не жалеют времени на поиски исчезнувших раритетов. А вот родина узнала о Бруно лишь в 1992 году, названном ЮНЕСКО его именем.
Тогда, дождливым ноябрьским утром, в центр Дрогобыча въехали два международных автобуса с польскими учеными, писателями, артистами, журналистами, прибывшими на юбилейную научно-практическую конференцию, посвященную 100-летию Шульца и 50-летию со дня его трагической гибели. Отдав уважение земле, вскормившей мастера, гости так и не сумели узнать, куда делись его картины и рукописи, в частности, многотомная повесть "Мессия", которые перед отправкой в гетто Шульц передал на хранение доверенным лицам? Кто были эти люди? Какова их судьба? Куда подевалось наследие?
Поиском ответов на эти вопросы долгие годы занимается польский писатель и литературовед Ежи Фицовский. Он написал две книги, посвященные Шульцу, отыскал и выпустил в свет уцелевшую часть переписки дрогобычского автора. В шестидесятых годах в доме умерших родственников Шульца нашлись некоторые графические работы, которые хранятся теперь в польском музее. Но следов рукописей так и не обнаружено...
Однажды летом 1987 года в варшавской квартире Ежи Фицовского зазвонил телефон.
- С вами говорит Алекс, племянник Бруно Шульца, - отрекомендовался неизвестный. -Я живу в США, недавно мне позвонил львовянин и предложил купить за 10 тысяч долларов два килограмма рукописей и рисунков дяди. Могли бы вы выступить в роли эксперта?
Пересохшими от волнения губами Ежи ответил "да". Но после этого звонков из Америки не было. Когда Ежи сам разыскал калифорнийца, выяснилось, что у Алекса Шульца случился инсульт, и он скончался в больнице.
Прошло три года, и фортуна опять вспомнила о польском исследователе творчества Шульца. На этот раз ему позвонил шведский посол в Варшаве Ян Кристофер Оберг. От него Ежи узнал, что огромный толстый пакет рукописей Шульца вместе с повестью "Мессия", его письмами и документами хранится в московских архивах КГБ.
- Возможно, это попало в Москву вместе с архивами гестапо, - пояснил посол, - и я знаю человека, работника советского посольства в Стокгольме, который лично листал эти рукописи.
Поклонники творчества Шульца договорились объединить усилия, но Советский Союз развалился, а Оберг внезапно умер.
Четыре месяца назад в городок под Львовом приехали немецкие журналисты Гайслеры. Отец и сын решили создать о Шульце фильм, воссоздав в кино известные ступени его жизни, так рано оборванной пулей эсэсовца. А заодно попытать счастья в поиске его творений. Обшарив все старинные здания города (во время оккупации, спасая себя и родных, Шульц согласился расписать немецкую школу верховой езды, казино и детскую комнату особняка начальника гестапо Ландау), журналисты постучались к пенсионерам Калюжным, сорок лет живущим в бывшем доме гестаповца. Парализованный после двух инфарктов ветеран войны уважил иностранцев, позволив осмотреть свои скромные владения, и вскоре из кладовки, заставленной домашними консервами, раздались восторженные крики. Здесь, за банками с томатами, под тройным слоем штукатурки, просвечивались иллюстрации к сказке братьев Гримм "Спящая красавица".
В Дрогобыч срочно примчалась международная экспертная группа, которая подтвердила: рисунки принадлежат кисти Шульца. Фрески расчистила и укрепкла реставратор Варшавского национального музея Агнешка Киевская, о сенсационной находке сообщили министерствам культуры Украины, Израиля, Польши и Германии, которые дружно предъявили на них свои права. Вмиг прославившиеся Гайслеры обратились к немецкому фонду Круппа, Еврейской конференции в Америке и израильскому институту Холокоста "Яд Вашем" с просьбой помочь сохранить сокровища. Заручившись обещанием фонда Круппа выделить 300 тысяч долларов на отселение из дома жильцов и создание там музея, взяв со старичков расписку, что они никого не пустят в квартиру, не позволят фотографировать фрески и не станут претендовать на гонорар от проката снятого ими фильма, Гайслеры удалились на родину. Калюжные четыре месяца мужественно держали оборону, отбиваясь от журналистов и туристов. Пока в конце мая в Дрогобыч не пожаловал предприимчивый израильтянин Марк Шрайберман. Очаровав местную райгосадминистрацию обещаниями помочь восстановить синагогу, поддержать еврейскую общину и увековечить память жертв гетто, израильский гость, как бы между прочим, попросил показать ему знаменитые фрески. Не открыть двери представителям городской власти пенсионеры не решились. А наутро самая дорогая достопримечательность города... исчезла.
Каким образом Шрайберману удалось забрать у стариков фрески? Чиновники на этот счет ничего ответить не могут, им, дескать, стало скучно, и они быстро покинули квартиру. Иностранные журналисты обвиняют в корысти малоимущих пенсионеров, продавших фрески за сто долларов. Расстроенные старики объясняют, что иностранца привел сам мэр, представил работником музея, а тот сказал, что шедевры надо спасать, что с немецкими журналистами все согласовано. Деньги же им дали не за фрески, а за беспокойство и ремонт, который надо делать в кладовке.
Сейчас в Дрогобыче скандал. Руководство города вынуждено оправдываться перед иностранцами на бесконечных пресс-конференциях. Правоохранительные органы четырех стран начали международное расследование обстоятельств исчезновения культурных ценностей. И только главные виновники скандала абсолютно спокойны. Сотрудники института Холокоста заявили, что фрески подарили их сотруднику хозяева квартиры, а мэр города Алексей Радзиевский этому способствовал. Об обещаниях создать музей Бруно Шульца уже никто не вспоминает. Вот только голуби, словно чуя вину, продолжают слетаться на то место, где щупленький узник гетто с шестиконечной звездой на рукаве кинул им горсточку хлебных крошек, разозлив тем самым эсэсовца. Между тем украинские чиновники, шумно декларируя желание опираться на самые высокие национальные достижения, не сделали ничего, чтобы открыть народу творчество несправедливо забытого писателя и художника. Очевидно, так и не поняв, что культуру убивает не только пуля из пистолета, но и провинциальная беспечность.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников