В КРУГЕ ВТОРОМ

Так называемое "смутное время" в истории России - целая обойма самозванцев Лжедмитриев, польская интервенция, смена правящей династии - началось в 1605 году. Если приложить к этой дате триста лет, то получим 1905 год, положивший начало первой русской революции и приведшей к падению династии Романовых, Октябрьской революции 1917 года. Эта дата тоже не случайна: первого из Романовых избрали на Земском Соборе в 1613 году, но по-настоящему он утвердился на троне в 1617-м, когда были заключены мирные договоры с Польшей и Швецией и вернулся из плена отец нового русского царя - очень влиятельный патриарх Русской православной церкви. Так что революцию 1917 года можно рассматривать и как смену царствующей династии: какая разница, кем на самом деле является современный российский самодержец - председателем Совнаркома, генсеком или президентом?

Реже вспоминают другую дату - 1689 год. А ведь тогда произошли очень важные события. Царевна Софья, фактическая правительница России, пыталась физически устранить семнадцатилетнего царевича Петра, законного наследника престола. Заговор провалился, Софью заточили в монастырь, а мы можем только гадать, что произошло бы с Россией, если бы будущий царь-"европеец" преждевременно закончил свой земной путь. Зато точно известно, что ровно триста лет спустя произошел не менее резкий слом русской истории: был возвращен из политического небытия Ельцин и история современной России пошла совершенно не ленинским путем.
А вот пример из истории Соединенных Штатов Америки. В 1929 году здесь началась Великая Депрессия. А за триста лет до этих событий, в 1628 году, в окрестностях современного Нью-Йорка с борта парусника "Мэйфлауэр" высадилась группа английских переселенцев, решивших навсегда покинуть погрязшую в грехах Англию. Первые несколько лет эти люди (родоначальники американской нации, как принято считать в США) буквально балансировали на грани голодной смерти, ибо привезенные ими из-за океана продовольственные культуры вымерзли в более суровом североамериканском климате, и если бы не помощь аборигенов-индейцев, история Северной Америки тоже, вероятно, пошла бы иным путем. Через несколько лет переселенцы-англичане научились выращивать картофель и кукурузу, а триста лет спустя под руководством президента Рузвельта (прямого потомка одного из тех переселенцев) США вышли из Великой Депрессии.
Не менее поучительно выглядят некоторые события двадцатого века, увиденные сквозь "кольца трехсотлетия". Первую и вторую мировую войны можно условно объединить в рамках одной исторической эпохи. Вторая мировая война во многом была попыткой реванша Германии за ее поражение в первой. Хронологически это происходило с 1914 по 1945 год. Перерыв между военными действиями принес Германии революцию, репарации, голод и как итог - приход к власти нацистов во главе с Гитлером. Отложим назад триста лет и увидим - с 1618 по 1648 год в Европе пылала так называемая Тридцатилетняя война, проходившая в основном на территории Германии и прилегавших к ней государств. После Тридцатилетней войны и последовавшей за ней эпидемии бубонной чумы погибло две трети (!) населения Германии. А основной причиной Тридцатилетней войны были религиозные распри - своеобразная "калька" идеологических разногласий века двадцатого.
При помощи "трехсотлетнего парадокса" можно прояснить даже некоторые исторические загадки, не поддающиеся формальной исторической логике. В 1948 году Сталин начал кампанию по борьбе с "безродными космополитами", то бишь с евреями. А за триста лет до этого, в 1648 году, на Украине и в Белоруссии, входивших тогда в состав Речи Посполитой, пылало восстание под предводительством Богдана Хмельницкого. Интересно, что во время своего недавнего пребывания в США мне приходилось встречать в местных еврейских изданиях утверждения, что вторым по зловредности врагом еврейского народа (после Адольфа Гитлера) является... Богдан Хмельницкий.
Это утверждение авторы публикаций мотивируют особенностями антипольского восстания 1648-1653 гг. По их мнению, после захвата восставшими украинскими казаками городов происходила поголовная резня неправославного населения, и особенно доставалось иудеям. Косвенно этот факт подтверждается тем, что несколько православных украинских церквей в Киеве построены на фундаментах армянских христианских храмов, снесенных во время восстания. Борьба с "безродными космополитами" закончилась ровно через триста лет после окончания восстания и сразу после смерти Сталина - в 1953 году. А за триста лет до этого, в 1653 году, после вступления на территорию Украины и Белоруссии русской армии, закончились и тогдашние гонения на евреев.
Кроме подтверждения прямого действия "трехсотлетнего парадокса", история дает примеры его опосредованного влияния. Например, в 1552 году царь Иван Грозный взял Казань, разгромив Казанское ханство, в 1556 году та же участь постигла и Астрахань. После этого русские двинулись на запад и начали войну с Ливонией, дабы утвердиться на Балтике. Вскоре в войну вмешалась мощная коалиция европейских государств - Польша, Литва, Швеция и Дания, выступившие единым фронтом против России и начавшие по частям захватывать уже поверженную Ливонию. Долгие двадцать пять лет продолжалась эта война, названная Ливонской, по итогам которой Русское царство потерпело полное поражение. А вскоре Иван Грозный при невыясненных обстоятельствах умер. Есть основания полагать, что он был отравлен.
В 1853 году Россия начинает войну с Турцией, стремясь захватить черноморские проливы, - продолжается все то же продвижение на юг, начавшееся триста лет назад. И опять Россия ведет борьбу против когда-то мощной мусульманской державы, значительно ослабевшей к тому моменту. Но когда победа России была уже близка, мощная коалиция европейских держав - Англия, Франция, Сардинское королевство (самое мощное из раздробленных государств тогдашней Италии) - выступает на стороне Турции, не дожидаясь развития событий по трехсотлетней исторической "кальке". После трех лет Крымской войны Россия терпит сокрушительное поражение, а пышущий здоровьем русский царь Николай I внезапно умирает - скорее всего, от яда.
Следующий русский самодержец Александр II-Освободитель, которого постоянно преследовали неудачи на поприще модернизации державы, в конце концов погиб в 1881 году от бомбы террориста (Иван Грозный умер в 1583 году), по иронии судьбы направляясь в Сенат с проектом первой русской конституции. Иными словами, можно утверждать, что для прогрессивных преобразований в России было избрано очень неудачное время, и это можно было предвидеть, так как за триста лет до этого Российское государство также не смогло решить поставленные перед ним исторические задачи.
По закону "трехсотлетнего парадокса" транслируются не только исторические "минусы", но и "плюсы". Малоприятный, но относительно свободный от особых потрясений и катастроф период правления Бориса Ельцина легко сравнить с девяностыми годами семнадцатого века, когда Петр I целых десять лет наблюдал жизнь немецкой слободы в Москве и предавался мечтаниям о богатой Руси, которая заживет по "немецким законам". Не правда ли, это похоже на то, что происходило в девяностые годы XX века, когда в Россию стаями слетались зарубежные советники, а СМИ впопад и невпопад ссылались на "мировой опыт" и "общечеловеческие ценности"?
Даже чеченскую кампанию 1994-1996 годов можно было предугадать. В 1695-1696 годах тот же Петр I совершил два похода на Азов, пытаясь прорубить "окно в Европу" через Черное море. Азов был взят, и в 1700 году заключен мир с Турцией. Поэтому можно было предположить, что новый поход на Грозный, триста лет спустя начатый поначалу премьером, а затем президентом России Владимиром Путиным, закончится разгромом чеченских сепаратистов. Кроме того, в 1700 году Петр I начал многолетнюю войну со Швецией, прорубая "окно в Европу" через Балтику. Эта война длилась двадцать один год, из нее Россия вышла совершенно другой страной - державой европейского класса с мощной армией и флотом. Есть основания полагать, что аналогичным образом будет развиваться отечественная история и в предстоящие двадцать пять лет XXI века...
Конечно, вряд ли нам предстоит сражаться со Швецией за бывшие советские прибалтийские республики. Однако "вражеское" место (понимая немыслимость "прямых" столкновений) могут, кажется, занять США с их планами создания национальной ПРО и желанием укрепиться на наших границах в бывших советских республиках, дабы максимально ослабить влияние России на мировое развитие и превратить ее во второразрядную державу. Учитывая исторические уроки Северной войны, когда в России произошла кардинальная модернизация в военной, административной, научно-технической областях, и Русь одержала верх над могучим по тем временам соперником - Швецией, можно рассчитывать, что и на этот раз России улыбнется удача.
Конечно, Запад (в первую очередь США и НАТО) попробует сделать все, чтобы не допустить такого исхода. Но логика исторического "трехсотлетнего круга" (при всей, казалось бы, наивности такого рода расчетов) будет работать против них. Более того, эта логика, по-моему, уже начинает оказывать свое действие, "поднимая" Россию и "опуская" Запад. Это заметно и по смехотворной интриге во время последних президентских выборов в США, и по явно забуксовавшему процессу европейской интеграции, что пытаются стыдливо прикрыть якобы необходимостью перевода документов европейской хартии на все языки участников переговоров. По-видимому, Россия сможет с выгодой для себя использовать эти и другие заминки...
Вероятно, основные события, кардинально меняющие расстановку сил в Европе, произойдут между 2001 - 2008 годами. России, я не исключаю, удастся воссоединиться с Украиной, Белоруссией и даже прибалтийскими республиками. Сегодня подобный исход кажется несбыточной фантазией, но ведь и за девять лет до распада СССР мысли о близком крахе "красной империи" приходили в голову только самым ярым "антисоветчикам". И тут вновь, уж извини, читатель-скептик, нам прибавляет уверенности логика "трехсотлетнего круга".
В 1709 году состоялась Полтавская битва, агрессивное шведское воинство было наголову разбито. Это имело ряд печальных последствий для тогдашней Украины с ее "европейским выбором". Швеция - основной союзник гетмана Мазепы - утратила былое могущество, Мазепа бежал за границу, где вскоре умер, а Петр I отменил жалкие остатки былой украинской автономии. Вслед за этим пришел черед прибалтийских владений Швеции - прообраза теперешних республик Балтии. Кстати, если поход на Украину армии Карла XII рассматривать как проявление извечного конфликта между Западом и Востоком, то нелишне вспомнить, что примерно за триста лет до этого, в 1410 году, состоялась знаменитая Грюнвальдская битва между объединенными силами Запада (Тевтонский орден, которому помогали рыцари-крестоносцы из многих стран Западной Европы) и Востока (Польша, Литва, смоленские полки, крымские татары). Под Грюнвальдом силы Запада потерпели сокрушительное поражение. Это ли не свидетельство логической цепи событий, вписанных в "большой исторический круг"?..
Итак, есть основания верить, что Россия выйдет с выигрышем из предстоящего более чем двадцатилетнего сопернечества с Западом. Измотанная внутренними конфликтами Западная Европа и погрязшая в "великодержавном изоляционизме" Америка мало чем смогут помешать подобному исходу. Однако, чтобы не повторить ошибки наших предшественников, надо помнить, что на ход новейшей истории может наложиться отрицательный трехсотлетний парадокс - в 1725 году умер Петр I, не оставив достойного престолонаследника, что привело к жесточайшему политическому кризису 1725-1729 годов, когда Россия подрастеряла многое из того, что приобрела при Петре...
Предвижу опять же сомнения скептически настроенных читателей: не слишком ли смелые и необоснованные по существу предположения высказывает автор? Может ли он привести хоть какие-нибудь серьезные, а не чисто "арифметические" подтверждения своей правоты?
Да, такие подтверждения, считаю, есть.
Достаточно известна теория конфликтов двадцать первого века, предложенная американским геополитологом Ричардом Хантингтоном. Он считает, что в наступившем веке межгосударственные конфликты будут возникать не из-за стремления к новому переделу источников сырья и рынков сбыта, как это было в первой половине двадцатого века (и предполагается многими нынче), и не из-за идеологических противоречий, как это было в его второй половине. Это будут конфликты, обусловленные цивилизационными противоречиями, в основе которых - особенности менталитета народов, и далеко не в последнюю очередь, особенности религиозного сознания. И наоборот, государства будут объединяться в союзы, основанные на общей религии, схожести национальных культур, бытовых традиций и т.п.
По Хантингтону, Россия окажется во главе группы государств Восточной и Юго-Восточной Европы с православной религиозной традицией, а границы нового цивилизационного разлома пройдут по линии, отделяющей территорию бывшего СССР от Западной Украины, Западной Белоруссии, прибалтийских республик и Финляндии. На юге "линия фронта" пройдет по Кавказскому хребту, Каспийскому морю, пустын-ным землям Казахстана. Помня о том, что в восемнадцатом веке Россия достигла зенита своего могущества благодаря успехам на Балканах, заселенных преимущественно православными народами, можно признать, что теория Хантингтона вполне подтверждает мои внешне "наивные" построения. Видимо, не случайно государственный департамент США учитывает теорию Ричарда Хантингтона в своей официальной геополитической доктрине...
В начале 2000 года Москву посетила известная на Западе ясновидящая и прорицательница мадам Дюваль, которую в свое время лично принимал сам Папа Римский, хотя известно, сколь неодобрительно относится Ватикан (как и наша церковь) к ясновидению, предсказаниям будущего и прочему "сверхъестественному", не связанному с церковной жизнью. Так вот, мадам Дюваль считает, что Россию ждут еще три-четыре достаточно трудных года, после чего дела понемногу пойдут на лад, а лет через 20 начнется прямо-таки "золотой век"...
Что касается "золотого века", то для России он может наступить только в результате серьезных усилий по восстановлению утерянных позиций в мировой политике, экономике и культуре, как это было и 300 лет назад, после победы в Северной войне. Вот только не стоит забывать о грозящем нам 2025-м...