НУЖЕН ЗАКОН ОБ ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ

Год назад правительство Российской Федерации одобрило "Основные направления реформирования электроэнергетики РФ", которые практически совпали с "Концепцией реструктуризации" РАО "ЕЭС России". Группа ученых Сибирского энергетического института АН РФ считает, что провозглашенные правительством цели не могут быть достигнуты и "полноценный" конкурентный рынок электроэнергии в рамках намеченной реформы - блеф. Об этом наш корреспондент беседует с доктором технических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ, главным научным сотрудником Института систем энергетики имени Л.А.Мелентьева СО РАН Львом БЕЛЯЕВЫМ.

- Лев Спиридонович, выделение генерирующих компаний в самостоятельных участников рынка РАО объясняется необходимостью срочного привлечения инвестиций для обновления изношенных мощностей. Как я знаю, вы и ваши сотрудники, проанализировав существующую ситуацию и предложения РАО, сомневаетесь в достижении продекларированных целей. Почему?
- Давайте начнем с простого анализа цен на электроэнергию. Сейчас цена киловатт-часа в европейской части России равна примерно 1,2 цента. В странах Западной Европы, Японии, США оптовые цены составляют 5 - 7 центов за киловатт-час и больше. Низкий уровень наших энерготарифов не обеспечивает даже простого воспроизводства электрогенерирующих мощностей. А оборудование устаревает с каждым годом. Если электрогенерирующие компании станут независимыми, прекратится государственное регулирование цен на оптовом рынке энергии. Это приведет к тому, что ее производители будут заинтересованы в создании дефицита электроэнергии - получении сверхприбылей. Опыт показывает, что частные инвесторы не заинтересованы в строительстве новых электростанций, даже наиболее дешевых с парогазовыми установками на природном газе, при цене ниже 5 - 6,5 цента за киловатт-час. Пока цены не повысятся до упомянутых, в электроэнергетике будет продолжаться кризис, что резко отрицательно отразится и на экономике России, и на ее населении.
- А если средства на воспроизводство мощностей и новое строительство включать в тарифы в качестве инвестиционной или капитальной составляющей, то есть выбрать не частное инвестирование, а самофинансирование электрогенерирующих мощностей?
- Тогда следует внести очень существенные коррективы в основные направления реформирования энергетики. Расчеты показали, что рост цен при этом будет сравнительно небольшим. В среднем по России он составит около 0,45 цента за киловатт-час к 2005 году и 0,85 цента и 1,15 цента в 2010 и 2015 годах соответственно. Более того, рост цен может быть и меньше, если предусмотреть плату с новых частных потребителей за необходимый для них ввод новых генерирующих мощностей.
- Что же предлагают ученые?
- Сохранить вертикально-интегрированные АО-энерго, регулируемые региональными энергетическими комиссиями; возможно, передать им расположенные на их территории крупные электростанции, находящиеся сейчас в составе РАО "ЕЭС России". Следует сохранить и регулирование цен на оптовом рынке электроэнергии Федеральной энергетической комиссией, предусмотрев в этих ценах инвестиционную составляющую для поддержания и развития электроэнергетики России. Необходимо усовершенствовать и усилить систему государственного регулирования электроэнергетики для обеспечения ее развития, принять закон "Об электроэнергетике РФ", который соответствовал бы новой государственной программе ее реформирования.
При этом тарифы на электроэнергию в Европейской части России составят к 2010 - 2015 годам 2,5 - 3,5 цента за киловатт-час, что значительно меньше, чем при переходе к дерегулированному конкурентному рынку.