ПРОТЕСТ ПО НАЙМУ

Одни собственники заботятся о благополучии тружеников своих заводов и фабрик, повышая им зарплату, другие - улучшая условия труда. Но есть и такие представители крупного капитала, которые, оставляя прибыль в офшорах, в то же время зовут работяг на баррикады...

Недавно в архангельском городе Коряжма состоялся удивительный митинг. В нем на равных участвовали только что вышедшие за проходные местного целлюлозно-бумажного комбината усталые рабочие и прибывшие сюда же в дорогих иномарках с питерскими номерами холеные господа, а также крепкие ребята с характерными короткими стрижками. Трепыхались транспаранты, звучали гневные речи, принимались обращения к правительству и президенту, гремела песня "Вставай, страна огромная". Очень похоже на дежурное коммунистическое действо, если бы не несколько отличительных моментов.
По данным электронных СМИ, из десятитысячного коллектива комбината на митинг пришло едва ли две сотни человек, да и тех сюда завлекли бесплатной водкой, которую наливали всем желающим, и обещанием заплатить за пару часов столь специфической "работы" по 500 рублей. Мероприятием, закамуфлированным под стихийную акцию протеста, руководили уже упоминавшиеся господа, пролетариат в числе организаторов или ораторов замечен не был. Митингующие - сплошь из числа менеджеров и сотрудников охраны - гневно протестовали против угрозы нового "черного передела" собственности в лесной отрасли России. И очень горячо требовали вмешательства руководителей государства, дабы защитить интересы компании "Ilim Pulp Enterprise" ("IPE"). Той самой компании, которая до последнего времени контролировала этот ЦБК. Вот ее-то, по мнению митингующих представителей российской буржуазии, и "обижают".
Их аргументы широко известны, так как регулярно излагаются в рекламных разделах ряда газет. Из этих материалов получается, что "IPE" работает едва ли не себе в убыток только ради того, чтобы принадлежащие ей комбинаты, фабрики и заводы непрерывно оснащались новой техникой, а рабочие получали за свой нелегкий труд все более высокую зарплату. Естественно, компания "радеет" об интересах тех регионов, где расположены ее предприятия: и местные бюджеты наполняет, и всякие-разные социальные программы осуществляет. Наконец, "IPE", поставляющая почти 80 процентов своей продукции на экспорт, "поднимает", мол, престиж России и укрепляет экономику родного государства. А вот нашлись-де нехорошие люди, которые пытаются отобрать у компании часть принадлежащего ей имущества. И поэтому "IРE" якобы необходимо защитить, иначе рабочие ее комбинатов и фабрик "пойдут на крайние меры".
На самом деле все обстоит несколько иначе. Фактически принадлежит эта питерская компания с англоязычным именем, скорее, не российским, а иностранным владельцам. Крупнейший пакет акций находится в руках фирмы "Intertsez S.A.", которая зарегистрирована в Швейцарии. Возглавляет эту фирму Захар Смушкин, до сих пор более известный как глава "Илим Палп".
С "работой себе в ущерб" тоже не так просто. Согласно официальным отчетам за 2000 год, российские лесопромышленные предприятия, контролируемые на тот момент группой "Илим Палп" (Котласский ЦБК, Братский ЛПК, Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат, бумажная фабрика "Коммунар"), показали в общей сложности около 35 миллионов долларов чистой прибыли. В то же время, по оценкам западных аудиторов, чистая прибыль всей группы за 2000 год составила около 150 миллионов долларов. Таким образом, разница - более 110 миллионов долларов - осела в офшорных трейдинговых компаниях, контролируемых швейцарской фирмой Intertsez S.A.
Вряд ли можно считать случайным, что лесные регионы, где "Илим Палп" подмяла под себя местные предприятия этой отрасли, являются дотационными. Не подтверждается и тезис о непрерывном техническом перевооружении предприятий компании. В основном на них добивается то оборудование, что осталось еще от советских времен. Уровень зарплаты на предприятиях "Илим Палп" заметно ниже, чем на других аналогичных предприятиях отрасли. И тезис об отстаивании компанией интересов "простого человека" звучит довольно странно.
Ну а вся возня с инсценировкой митингов и прочих "акций протеста" объясняется просто. В последнее время всплыли весьма интересные подробности того, как на самом деле "Илим Палп" становился крупной российской лесной компанией. В частности, Счетная палата РФ установила, что покупка в 1994 году акций Котласского ЦБК (он-то и расположен в городе Коряжма) была проведена с большим числом нарушений. Это и организация самого аукциона, и неисполнение со стороны "IPE" инвестиционных обязательств, финансовые операции в ущерб ЦБК, и многое другое. Обнародованные документы подтолкнули некоторых миноритарных акционеров опротестовать в суде действия "Илим Палп", и суды первой инстанции поддержали их точку зрения. Фактический хозяин "Илим Палпа" Захар Смушкин почувствовал опасность - и на его предприятиях вспыхнули "стихийные" акции протеста.
Ясно, что подобные имущественные споры должны решаться в судебном порядке. И никакое вмешательство со стороны других ветвей власти недопустимо. О чем, кстати, не раз говорил и президент страны - экономические проблемы должны решаться экономическими и правовыми методами. Однако "патриоты " из "Ilim Pulp Enterprise" понимают, что при рассмотрении их действий в судебном порядке они рискуют потерять не только пакет акций Котласского ЦБК. Потому-то на свет появляются обвинения в опасности нового "черного передела" собственности и предупреждения об угрозе экономике всей России. Создается впечатление, что хозяева "Илима" как радетели за державу в свое время неплохо нагрели руки на "белом переделе".
Поэтому не может не вызывать усмешки такой "митинг рабочих".
Между тем новый совет директоров КЦБК, избранный 5 июля на внеочередном собрании акционеров ОАО "Котласский ЦБК", до сих пор не может приступить к работе из-за силового противодействия со стороны "Илим Палп". Менеджеры "Илим Палп" по-прежнему не допускают законно избранных членов совета директоров Котласского ЦБК на территорию предприятия. Нанятый "Илим Палп" вооруженный отряд находится в боевой готовности. А заложником противоправных действий "Илим Палп" остается многотысячный коллектив предприятия.