08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АЛЕКСАНДРА ПАХМУТОВА: Я ТВОРЮ И, ЗНАЧИТ, Я ЖИВУ

Безрукова Людмила
Опубликовано 01:01 12 Июля 2002г.
Едва ли не самый удивительный в своей жизни концерт дала в петербургском Большом концертном зале "Октябрьский" композитор Александра Пахмутова. Она выступила вместе с известным в Европе гитаристом Фрэнсисом Гойей. Тот исполнял мелодии, написанные Александрой Николаевной в разные годы и недавно аранжированные специально для гитары.Концерт получился великолепный. Зрителями, заполнившими четырехтысячный зал, принят он был на "бис". А после того, как в дуэте с гитаристом и в сопровождении Губернаторского оркестра Пахмутова исполнила свой знаменитый "Русский вальс", публика минут 20 не отпускала ее со сцены. Она же, смущаясь от такого к себе и своему творчеству внимания, аплодировала залу.Провела композитор в Петербурге всего два дня, насыщенные репетициями, подготовкой к концерту, самим концертом. Тем не менее для беседы с корреспондентом "Труда" Александра Николаевна время нашла.

- Ваша совместная работа со знаменитым бельгийским гитаристом - это так неожиданно. Прежде, кажется, ничего подобного не было...
- Для меня самой, честно говоря, эта работа тоже во многом неожиданна. С зарубежными исполнителями прежде никогда не сотрудничала. В профессиональном плане было очень интересно. Как рассказал Фрэнсис, с которым я впервые встретилась и познакомилась вот только сейчас (а вообще знаю давно - по его знаменитым композициям и виртуозному владению гитарой), он услышал мою "Мелодию", будучи прошлой весной на гастролях в Петербурге. Она запала ему в душу. Уезжая, попросил прислать партитуру. До этого слышал только одну мою песню - "Нежность". Видимо, в исполнении Анны Герман, которую хорошо знали и любили в странах Западной Европы. Сейчас в репертуаре Фрэнсиса девять "моих" композиций. Я весьма этому рада, благодарна ему.
- А почему слово "моих" берете в кавычки?
- Потому, что Гойя и его друг, аранжировщик и дирижер Жан Люк Дрион, взяв за основу ту музыку, что написала я, обработали ее с помощью компьютера. Получилось, в сущности, новое произведение. Скажем, известная у нас в стране песня "Мелодия", созданная мной в соавторстве с поэтом Николаем Добронравовым, в исполнении Гойи воспринимается как красивая танцевальная композиция. У меня в связи с этим появилась мысль: поставить номер на "новую "Мелодию". Есть замечательный танцевальный дуэт "Рандеву". Думаю, он сможет сделать это... При этом и Фрэнсис, и Жан Люк очень уважительно относятся к первоисточнику, прислушиваются к мнению автора. Что приятно удивило и еще больше расположило меня к сотрудничеству с ними.
- Ваш союз с гитаристом надолго?
- Данный союз (хотя он еще только складывается, это, скорее, партнерство) хорош тем, что сложился естественно. Никто никого не принуждал к совместной работе. Не было сделано ни одного шага, что называется, из вежливости. Я дорожу тем, что произошло, и не хочу торопить события. То, как и что именно играет Гойя, мне очень близко. Это господство эмоционально открытых мелодий. Я вообще люблю гитару - русскую и испанскую, инструмент многоплановый, многозвучный... Предварительно мы наметили выступить в конце года на Тайване, в Корее, Бельгии и Голландии. Будем надеяться, задуманное удастся. Пока же думаем сделать еще несколько композиций. Я предложила музыку, написанную мной в свое время к кинофильму "Три тополя на Плющихе". Фрэнсис ее не знал. Может получиться очень любопытная пьеса для гитары с оркестром.
- А ваш постоянный партнер на протяжении долгих лет и "по совместительству" муж Николай Николаевич Добронравов не ревнует? Нет желания преобразовать наметившийся "союз двух" в "союз трех" - композитора, музыканта и поэта?
- Ни ревности, ни обид со стороны Николая Николаевича нет. Он сам человек творческий и прекрасно понимает, что в данном случае его участие в корне изменило бы весь принцип работы.
- Александра Николаевна, а почему вы вообще так редко сейчас выступаете? До вот этого концерта с Фрэнсисом Гойей о вас давно не было слышно.
- Я продолжаю сочинять музыку. Это для меня куда важней публичных выступлений. Тем более что нынешняя эстрада заметно отличается от той, прежних времен, для меня более привычной. Сейчас это уже и не эстрада, а шоу-бизнес. У него свои жесткие законы. Чтобы "вписаться" в них, нужно очень постараться. Зачастую достигается это в ущерб творчеству.
- Но теперь обычно всю организационную работу берет на себя арт-директор, продюсер...
- Нет, нет, мне это не нужно. Они будут заставлять выступать, а я хочу работать. Сцена меня не прельщает. Начав регулярные публичные выступления, рискую перейти в категорию автора, у которого когда-то были какие-то удачи. Мне это пока неинтересно.
- Многие советские певцы стали известны во многом благодаря вам, вашим песням. А сейчас есть талантливая молодежь? Бытует мнение, что все нынешние исполнители "берут" слушателя, за неимением слуха и голоса, главным образом экстравагантностью.
- Не без того. Но талантливые все же есть. Я не один год работаю с Юлианом и получаю истинное от этого удовольствие. Как, надеюсь, и слушатели. У этого молодого человека есть и голос, и внешность, и ум, и талант. Мы сделали с ним несколько записей. Они пользуются популярностью. Симпатичен мне дуэт двух Юриев - Кононова и Орлова. Они оба с Волги. Работящие, способные. Я написала песню, для которой требовались очень хорошие голоса. Были волнения: справятся ли? Они сделали это с успехом. Яркая, талантливая девочка Наташа Губа, солистка Кубанского казачьего хора. Первый раз я услышала ее на вечере под названием "Рождество у Патриарха". Она исполнила там старинную русскую песню, и многие, в том числе мы с Николаем Добронравовым, обратили на нее внимание. Написали специально для этого хора песню, и Наташа прекрасно запевает в ней.
- Возвращаясь к началу нашего разговора, - нет ли в душе обиды, что на Западе ваше имя становится по-настоящему известным, пожалуй, только сейчас, благодаря, в частности, выступлениям Фрэнсиса Гойи, собирающего в европейских странах аншлаги?
- Обиды нет, потому что, как я уже сказала, законы шоу-бизнеса весьма жесткие, чтобы не сказать жестокие. Не только мои песни, многих моих достойных российских коллег тоже очень плохо знают в мире. На Западе понятие "своей территории", которая охраняется и контролируется, относится и к музыке. "Чужих" на эту территорию практически не пускают. Особенно если они еще и сильней, интересней. Из моих песен наиболее популярная за рубежом - это "Москва олимпийская", про ласкового Мишку, улетающего в ночное московское небо. Зато симфоническая музыка звучит там довольно часто. Например, Концерт для трубы с оркестром. В США его исполняют регулярно. Это все приятно, однако, не более того. Для композитора, равно как и для литератора, режиссера, главное - само творчество. Как сказал наш великий поэт Борис Пастернак: "Цель творчества - самоотдача"... В этом и вижу смысл своей жизни.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников