ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО МУЖИК

Его актерский талант долгое время был известен лишь театралам. На киноэкран Лапиков попал только в 40-летнем возрасте, когда исполнители уже начинают испытывать недостаток предложений и доверяют им все больше "возрастные" роли. В этом смысле Иван Герасимович был исключением из правил, ежегодно он снимался в трех-четырех картинах. "Председатель", "Братья Карамазовы", "Егор Булычев и другие", "Минута молчания", "Степь", "Отец Сергий", "Юность Петра" и еще десятки фильмов без его участия, наверное, не были бы столь успешными.

К 80-летнему юбилею Ивана Лапикова на его родине в селе Горный Балыклей Волгоградской области открывается музей. В фондах есть и воспоминания друзей и коллег, собранные его близким другом, известным реставратором икон Саввой Ямщиковым. О выдающемся артисте рассказывают Никита Михалков, Маргарита Терехова, Лев Прыгунов, Василий Ливанов и многие другие. Фрагменты из воспоминаний коллег Лапикова предлагаем вниманию читателей.
Николай Бурляев, народный артист России:
"Я всегда относился с настороженностью к артистам, похожим на "артистов". Иван Герасимович Лапиков был совершенно не похож на "артиста". Выглядел простым, русским, добротным деревенским мужиком, случайно забредшим в джунгли кинематографической элиты. На съемках "Андрея Рублева" за его плечами уже был ошеломляющий образ брата в "Председателе", с которым Лапиков ворвался в советский кинематограф. И всем без исключения тогда стало ясно, что в кино вспыхнула яркая и самобытная планета (язык не повернулся сказать "звезда").
И хотя в "Рублеве" у нас не было прямого партнерства в кадре, мы замкнули между собой вольтову дугу благорасположения друг к другу, безмолвное не иссякавшее уважение от начала и до конца. Такие же отношения сердечной привязанности сложились у меня в "рублевские" времена и с Николаем Гринько,и с Анатолием Солоницыным. Они тоже не были похожими на "актеров". Гений Андрея Тарковского предпочел ваять свою кинофреску ликами русских, далеких от "актеров" мужиков.
Мы не часто встречались с Иваном Герасимовичем. В костюмерной, в буфете, на премьерных показах, в коридорах киностудий, в поездах... Я наблюдал, как он был сосредоточен на чем-то своем, сокровенном. Вглядывался в его скромное, неброское пребывание - со своей сердечной тайной, со своей правдой на этой ярмарке кинематографического тщеславия, где окружающие из кожи лезли вон, чтобы хоть как-то выделиться. Он всегда оставался для меня загадочной русской душой".
Вадим Юсов, народный артист России:
"Для меня, оператора, актер перед камерой - это фактор, определяющий драматургию и изобразительное начало фильма. Присутствие в кадре Ивана Герасимовича усиливало достоверность действия и делало эмоциональное воздействие на зрителя особенно острым.
Если наша первая работа на фильме Андрея Тарковского "Андрей Рублев" была исключительно профессиональным сотрудничеством (мы с режиссером и консультантом фильма Савелием Ямщиковым сознательно не допускали лишнего панибратства с остальной частью съемочной группы), то во время съемок картины Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину" я узнал Лапикова как человека большой души. Никогда не забуду неторопливых рассказов актера, так органично вжившегося в образ старшины Поприщенко. Мне тогда казалось, что я беседую не с исполнителем роли, а с настоящим участником Великой Отечественной".
Валентин Гафт, народный артист России:
"Иван Лапиков - артист милостью Божией. Он не из тех, кто пришел в мир театра и кино, чтобы попритворяться да поприкидываться. Источником его вдохновения всегда были мудрость, совесть и душа. Он был подлинным самородком, впитавшим все соки благодатной и многострадальной русской земли. Острота, ирония, гнев были в нем не самоцелью, а глубоко прожитыми и выстраданными. А играл он людей из народа, которые сеют, пашут и воюют. Это не столько актерство, сколько исповедь, свойство великих личностей".
Валентин Лазуткин, член правления Академии российского телевидения:
"Слово "рейтинг" мы узнали недавно. А прежде телевидение получало сотни тысяч писем буквально со всех концов страны. Люди писали, что понравилось, а что нет. Каким героям они верят и хотят видеть по телевизору чаще, а кого в свой дом не позовут. Поэтому, приступая к съемкам первых отечественных сериалов, режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский старались приглашать любимых народом актеров. Иван Лапиков был одним из таких. В "Вечном зове" он не играл судьбу. Просто в нем эта судьба - трагическая, битая и врагом, и родной страной - жила".
Георгий Жженов, народный артист СССР:
"Впервые о существовании мало кому известного в 50-е годы драматического артиста Ивана Лапикова я узнал из писем Кеши Смоктуновского ко мне в Норильский Заполярный театр, где я, ссыльный, работал. Смоктуновский тогда перебрался из Норильска в Сталинград, где стал играть с Лапиковым в драматическом театре. А уже после моей реабилитации работа в кино и общее пристрастие к рыбалке свели меня с этим актером в личном знакомстве.
Память о большом русском артисте, принципиальном человеке и уважаемом всеми Иване Герасимовиче Лапикове, с которым имел честь быть на дружеской ноге, бережно храню в своем сердце!"