ГРОБЫ НА КОЛЕСАХ

Я знаю многих из России, Белоруссии, Украины, кто приезжал в польские города, чтобы потом подешевле перебраться в западноевропейские страны на нелегальных микроавтобусах. С тыльной стороны вокзала в Кракове, к примеру, собираются целые очереди желающих попасть в Вену или Рим. До столицы Италии можно доехать за 200 злотых (меньше 50 евро). С бесплатным обедом на трассе. Подвезут до дома, даже публичного. (Последняя фраза - из рекламной визитки транспортной фирмы "Фордтранситалия").

По оценкам, каждую неделю границы Польши пересекает несколько сотен микроавтобусов по фальшивым документам. Недавно один из них разбился под Венецией. Погибли шесть пассажиров. В Неаполе итальянская полиция попыталась объявить войну нелегальной конкуренции. Было депортировано 50 поляков...
Через европейские границы поляки берутся перевозить всех, у кого просрочены визы и кому в связи с этим грозит депортация и долгосрочный запрет въезда в страны Евросоюза. Здесь и русские, но большинство -украинцы. Обещание пересечь границу без стрессов стоит 400 евро. Правда, без гарантии. Перевозят, как правило, через Словакию и Венгрию. Выбирают для этого главным образом обеденное время - сиесту, когда пограничники "расслаблены".
Нельский закон о дорожном транспорте, принятый в 2001 году, определяет условия, которые должна соблюдать фирма, занимающаяся извозом. Главное - иметь лицензию транспортного министерства. Но получить ее непросто. Перевозчик должен иметь солидный опыт работы, банковскую гарантию его финансовой состоятельности, кадры подготовленных водителей. Но в законе о микроавтобусах не сказано ни слова.
В отличие от автобусов, останавливающихся только в крупных городах, микроавтобус может высадить клиента с багажом перед любым домом. Многие, особенно те, кто ездит на заработки в западноевропейские страны, предпочитают микроавтобусы. Деньги отдаются водителю, билетов не получают, но они им и не нужны. На границе пассажиры узнают, что все они - родственники или друзья водителя, и это их выезд на своем частном микроавтобусе. Пограничники видят, что рейс левый, но шофер, не моргнув глазом, уверяет, что везет своих. А пассажиры это подтверждают.
Перевозчик должен иметь специальный формуляр с поименным перечнем пассажиров, так называемый "евролист". С ними же он должен возвратиться в Польшу. Но законом не предусмотрено наказание, если его нет. К тому же возвращаются маршрутки через другие погранпереходы, чем путают всю статистику. Скажем, на одном из переходов со Словакией с начала этого года выехало их Польши 150 микроавтобусов, а вернулось 200.
Но гораздо важнее - человеческие жизни. Подхалтуривающие водители не считаются с рабочим временем, нередко засыпают за рулем. Нет и речи о страховании пассажиров, компенсациях пострадавшим, технических проверках транспорта. В итоге микроавтобусы превращаются в настоящие гробы на колесах.