ИГРА В ЖМУРКИ НА РЫБАЛКЕ

На днях в Волгограде прошло очередное заседание. Рыбаки и те, кто надзирает за порядком на водоемах, обсуждали животрепещущую тему: как поймать больше рыбы. Интересно, что прежде рыболовецкие хозяйства хором сетовали - мол, слишком малые квоты не позволяют им вылавливать столько, чтобы даже себя прокормить. Квоты под общий стон увеличили. И, представьте, по результатам весенней путины их в области освоили всего на... 15 процентов. Хотя рыбы, по общему признанию, в реках и водохранилищах достаточно. Так почему же она в сети не идет?

Она идет - куда ж ей деваться, когда сети повсюду. Но вопрос в том, чьи это сети. Оказалось, что почти половина рыбы попадает в руки браконьеров. Но и та, что заплывает по назначению, далеко не всегда проходит по документам рыбацкого ведомства. Воруют. Однако не будем торопиться с обвинениями. Это, знаете ли, своеобразная форма протеста. А как им еще протестовать, они же в глубинке живут. Здесь хоть руки на себя наложи - мало кто в области, а тем паче в столице охнет. Дело в том, что закупочные цены, предлагаемые переработчиками, в четыре, а то и в пять раз ниже тех, что действуют на рынке. На те деньги, что можно выручить, действительно не прожить. Так куда выгоднее везти улов: на завод или прямиком в город? При этом в хозяйствах зарплата нищенская, да и ту задерживают месяцами. Можно ли обвинять рыбака, которому семью кормить, что он решил по-своему обдурить государство?
Интересно, что об этой игре в жмурки знают все. Никто особенно и не скрывает, что в хозяйствах по отчетности проходит лишь малая часть рыбки, остальная везется организованно на городские рынки, а прибыль потом так же организованно делится. По той же схеме действуют и частники, стараясь не связываться с ушлыми переработчиками.
Вообще сговор - это то ключевое слово, которым можно описать любую ситуацию на водной глади. Вот, к примеру, случай - свежий, как только что пойманная рыба. В Калачевском районе прокуратурой области возбуждено уголовное дело в отношении сотрудников районной рыбоохранной инспекции. Семь человек инспекторов вместе с начальником взяли, можно сказать, на живца. Они занимались не тем, чтобы бороться с браконьерами, коих на Дону предостаточно, а вступили с ними в беспринципный союз. Вы ловите сколько сможете, а два раза в месяц - пожалуйте к нам с подношениями. Брали и деньгами, и натурой, в смысле - рыбой. В ходе обыска в инспекции были изъяты немалые суммы денег и записи, фиксирующие, кто и сколько принес.
Все это, кстати, порождает еще одну серьезную проблему. Ведь в наших водоемах значительная часть рыбы условно годная. Потому как больная. На всякий случай ее перед продажей следует сначала заморозить до минус 30: чтобы паразиты разнообразные померзли. А на рынках нет холодильников глубокой заморозки. То есть, покупая судачка или сазанчика у частника или с машины, мы рискуем собственным здоровьем.
Клубок проблем - что запутанная снасть. Заседаний проводится много, чтобы его распутать, но он, похоже, только сильнее заплетается. Скоро даже областной Совет безопасности ситуацию в рыболовецкой отрасли собирается обсуждать. Впрочем, не впервой в регионе на самом высоком уровне эта тема всплывает. Начальники грозят, кулаками по столам стучат, но звон от тех ударов только они и слышат. А жизнь на реках течет своим чередом. Иногда даже уголовные дела возбуждаются, потом закрываются. По сию пору ведь ни одного браконьера или не в меру жадного инспектора в камеру не посадили. Может, "калачевская семерка" откроет счет?