НЕ ЛАЕТ, НЕ КУСАЕТ - ТОКОМ УБИВАЕТ

По идее, домофон - очень удобный агрегат, ключ от дома. Например, он позволяет не пускать в подъезд посторонних или, наоборот, открыть дверь знакомым, не выходя из квартиры. Да вот только иногда он превращается в смертельно опасного врага. С начала нынешнего года в Москве от домофонов погибли 2 человека, а сколько получили травмы - и не сосчитать.

- Я уже несколько лет специализируюсь на защите пострадавших от домофонов, - рассказала "Труду" адвокат Светлана Менцова. - Технически проблема выглядит просто: такие замки на подъездах являются электроприборами, а значит, должны регулярно тестироваться и проходить специальный контроль. Но в 80% случаев этого не бывает. После установки домофона его, как правило, никто специально не обслуживает и за него как бы не отвечает. Когда ломается, жильцы бегут в свой ДЕЗ, и местные электрики в меру способностей электронный замок кое-как ремонтируют. Вот из-за этого-то домофоны и становятся крайне опасными. Достаточно порой в дождь прикоснуться к кнопке, как человека тут же бьет током.
Недавняя клиентка адвоката Менцовой, интересы которой пришлось защищать в суде, - 46-летняя женщина. Вечером она возвращалась с работы домой, где ее ждал муж. У подъезда набрала номер квартиры и... потеряла сознание. Когда пришла в себя - лежит на скамейке, а вокруг суетятся испуганные очевидцы. Приехавшие на вызов врачи "скорой" установили, что у женщины сотрясение мозга и ожог от удара током.
В Тверском суде за пострадавшую свидетельствовали многие соседи и консьержка. Но выиграть дело не удалось. Опасный домофон жильцы устанавливали самостоятельно - нашли какую-то фирму. А вот ДЕЗ, управу или префектуру к этому делу не привлекали. Теперь выяснилось, что компании "Акира", логотип которой указан на домофоне-убийце, уже давно не существует. Спросить не с кого.
Кстати, как заметила Светлана Менцова, многие компании, ставившие электронные замки на подъездах москвичей лет пять назад, теперь попросту закрылись. По ее версии, это связано в том числе и с многочисленными жалобами от пострадавших граждан, оборачивающимися судебными исками.
- Потерпевших и в самом деле достаточно много, - сообщила "Труду" Ирина Баженова, сотрудник "Горячей линии" департамента потребительского рынка и услуг Москвы. - Жалобы на неисправные домофоны к нам поступают регулярно. Мы всем советуем обращаться в управы по месту жительства и уже там разбираться по поводу проблем с домофоном.
По сути, единственное, что реально могут порекомендовать москвичам в департаменте, - потребовать от руководства коммунальных служб района проверить, кто и как занимается обслуживанием домофонов в каждом конкретном случае. По правилам их должны тестировать не менее двух раз в год, а срок службы, не может превышать 5 лет.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Валерий МАКУШЕВ, сотрудник сервисного центра, установившего и обслуживающего домофоны в Москве:
- Универсального рецепта защиты от неисправного домофона нет. Он столь же опасен, как и любой бытовой электроприбор. Рекомендовать всем нажимать на кнопки исключительно в резиновых перчатках - глупо. Так что мой реальный совет - по возможности не "общайтесь" с кодовыми замками во время дождя. Обычно именно при повышенной влажности и происходят несчастные случаи, связанные с коротким замыканием.