ТАЧКА ЛИТОВСКОЙ ПРОКАЧКИ

Считается, если в истории б/у иномарки есть Литва, значит с машиной что-то нечисто. Между тем из Прибалтики в Россию уже больше десятка авто текут рекой: изо дня в день, тысяча за тысячей. На московских рынках подержанных иномарок - добрая половина, прошедшие через Литву: что немецкие "БМВ", что американские "Крайслеры". Да что там Москва! "Мерс" в Германии или Польше совсем не застрахован от того, что его не касались руки прибалтийских автомастеров. Как купить "литовскую" машину? В этом вопросе я решил разобраться, как говорится, на месте.

100 ЕВРО ХУЖЕ ЛИТОВСКОГО ДРУГА
Иметь знакомого в Литве очень важно. У "вашего" литовца всегда найдется или приятель, или родственник, который связан с автомобильным бизнесом. От 200 до 300 тысяч подержанных машин ежегодно попадают сюда из Европы и Америки, чтобы потом разъехаться в Россию и по СНГ. Для такого бизнеса уйма народу требуется. От авто кормятся многие - постоянно, иные - от случая к случаю.
Лично я обзавелся другом еще в Москве - бизнесмен Лаймунтас Клейнаускас из Шяуляя здесь частый гость. А чтобы самому отправиться к Лаймису, не понадобилось даже его приглашения. Посольство оформляет визы на 10 дней без всяких проблем и быстро - 35 евро. Билет до Вильнюса в купейном вагоне стоит 2051 рубль. Вечером сел - утром прибыл. От Вильнюса до Каунаса, где мы решили встретиться, - еще около 10 евро. С гостиницей проблем нет, но дороговато. Нашел частную, где цена была ниже - около 70 "евриков". Условия хорошие, если не считать, что хозяйка была под мухой. Узнав, что я журналист, не отставала с просьбой познакомить ее дочь с нашим телеведущим Андреем Малаховым - она, видите ли, в него влюбилась.
УРОК МИСТЕРА КЛЕЙНАУСКАСА
На следующее по прибытии утро встретились с Лаймисом.
- Надо было позвонить заранее, назвать марку, возраст и желательную цену, - заявил мой знакомый. - Я бы подобрал две-три машины - на выбор. Хоть из Европы, хоть из США. Но если хочешь выяснить, как вообще вести себя россиянину, чтобы не пролететь при покупке, то - вперед. В киоск!
Мы прошли мимо великолепной ратуши и "приземлились" в кафешке с местной газетой в руках. Объявлений о продаже авто - тысячи. С красивыми картинками... Однако уже через 10 минут я понял, что все это уже видел - на литовских автосайтах в интернете. Лаймис улыбался:
- Это тебе наука! Найти хороший автомобиль через СМИ - самый ненадежный способ. Так русские и покупают кота в мешке. Смотри газеты, чтобы в ценах ориентироваться. Но запомни: объявления в основном дают те, кто хочет избавиться от машины. Улавливаешь разницу? Если да, то будем искать на авторынках.
ПРАВИЛА ТОРГОВЛИ
Почти каждый городишко в Литве имеет автобазар. Да и вся республика не так велика - до крупных торговых автоточек рукой подать. Основных пять: в Вильнюсе, Мариямполе, Каунасе, Клайпеде и Шауляе. От московских отличаются большим выбором и гораздо лучшим сервисом: организацией оформления бумаг о купле-продаже и вывозе машины за границу. Когда я попросил приятеля объяснить, какие документы нужны, он развел руками:
- Паспорт есть, водительское удостоверение, остальное торговцы дадут - не забивай голову. Думай, что выбрать.
Сосредоточившись, иду по рядам. Шяуляйский авторынок расположен в местечке Зокняй. Продавцы похожи на наших: все "правдивы" и расписывают товар на хорошем русском. Встречаются земляки-покупатели. Один парень по имени Андрей здесь третий раз: две машины продал, "наварил" 1500 долларов.
Сам я приглядел "БМВ-520" 2001 года. Внешне - будто только с завода. В салоне приятно пахнет дезодорантом, мотор урчит ровно, без напряга. Цена - 7 000 евро. Считаю в уме: еще три "штуки" на нашей таможне - все равно выгода прямая... Однако Лаймис тянет меня за руку прочь:
- Дорогой, ты не увидел главного. Посмотри в документы. Машина в Литве уже полтора месяца назад. Это может значить, что она после крупной аварии - долго восстанавливали. С маленькими "ушибами" автомобиль на рынке уже буквально через неделю. Кстати, здесь на рынке 90% машин - восстановленные, ты не обольщайся. Опять-таки, если этот "БМВ" здесь уже долго стоит, значит, его не покупают. Подумай почему. Наверняка есть изъяны. Ну и цена маловата - настораживает.
НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ
Цены, которые называют продавцы, не перечисляю по нескольким причинам. Во-первых, они в последнее время упали намного и продолжают снижаться. Страна вошла в Евросоюз, а это значит, что за ввоз авто люди перестали платить. Кроме того, литовцы усиленно осваивают доставку подержанных машин из США, где они стоят гораздо дешевле. Есть и другие причины "инфляции". Нам же с этого заповедь - торговаться и сбивать цену на рынке нужно обязательно. Замечу, что русским скидки делаются непременно.
Около очередного "Мерседеса" я сделал очередную ошибку. Недорогой - 11 000 евро - пятилетний красавец с движком в 2000 кубиков полторы недели назад ввезен в республику, а на спидометре всего 70 000 км пробега. Я обрадовался: то, что надо. Но Лаймис остановил:
- За пять лет машина наездила всего 70 тысяч?! Так не бывает. Сказки про прежнего владельца-старичка рассчитаны на лохов. Спидометр явно скручен. Чтобы установить истинный пробег, надо лезть "в мозги", проверять основательно...
ЭХ, ДОРОГИ!
Следующим был "Фольксваген-пассат": 4 года, на спидометре 151 тысяча. Правда, ввезен два года назад, но сверкает и урчит нормально. Продавал его пожилой человек, явно не из когорты автобизнесменов. По московской привычке я хотел отойти, но Лаймис предложил посмотреть.
- Но он же тут два года - вся ходовая разбита...
- Думаешь, что у нас такие же дороги, как у вас? - остановил меня Лаймис. Здесь за два года ходовую трудно разбить: трассы хоть и не шик, но довольно приличные. А владелец вроде порядочный человек - обманывать не станет...
Поводив меня по рынку битых 3 часа, довольный собой Лаймис предложил другой вариант выбора машины - с еще меньшим риском.
"Первач" на выбор
На этот раз мы никуда не поехали, а прошли несколько сот метров. Здесь стояли огромные фуры, груженые автомобилями. Рядом расхаживали то ли водители, то ли их помощники. Нас сразу заметили и начали наперебой предлагать товар.
Цена на него ниже, чем на рынке евро, этак на 300-400. При этом риск купить сильно битую машину практически отсутствует. Авто только доставлены - еще не ремонтировались, не восстанавливались. Товар самый что ни на есть первичный.
- Но если я тут куплю машину с помятым крылом, как же поеду домой в Россию? - спрашиваю Лаймиса.
- А зачем так ехать?! Обратишься в любую нашу мастерскую - тебе быстро и качественно поправят крыло. Я сейчас завезу тебя в автосервис, - ответил мой приятель.
Вот тут я действительно был приятно поражен. Честное слово, даже наши хваленые фирменные сервисы далеко отстали от литовских. Именно отсюда выходят машины, которые потом отправляются назад в Германию.
А Лаймис, довольный моей реакцией, хитро улыбается:
- А теперь поехали в самую закрытую точку, где можно купить авто без малейшего риска - к моему родственнику.
АРИФМЕТИКА БЕЗ КАЛЬКУЛЯТОРА
Вечерело. Под Шауляем нас тормознул гаишник. Молча забрал документы и немного погодя отдал. Лаймис возвратился за руль возмущенный и расстроенный:
- Заработал баллы - теперь их уже 5. Полгода придется ездить сверхосторожно. Ведь если дотяну до 10, отберут права.
-Неужели литовские гаишники так сильно изменились, что взяток не берут?
- Их изменили. Дорожному полицейскому на службе разрешено иметь при себе 25 литов карманных денег. Обнаружат больше - обвинят во взяточничестве.
В небольшом селе мы въехали во двор частного, небогатого, но уютного домика. Во дворе стояла сверкающая "Ауди-6". Сел за руль, завел движок, тронулся вперед, назад, покрутил баранкой - песня, хоть машинке уже 4 года. Хозяин Клайдас объяснил:
- Я работаю и раз пять в год мотаюсь, чтобы купить "ушибленный" автомобиль, отремонтировать его и продать знакомым. Зарабатываю на этом не больше 500 евро. Мне нравится и друзья-приятели довольны. Так что, если захочешь покупать, обращайся: качество гарантирую.
Калькулятора мне даже не понадобилось. На руки хозяину - 12 000 евро. После растаможки машина обойдется в 17-18 тысяч, а в Москве на рынке такую меньше чем за 25 просто не сыскать. Вот такая вот литовская арифметика.
НА ЗАМЕТКУ
А как домой?
Из Литвы в Россию можно попасть
через три точки - таможенные посты Кибартай, Нидос и Панемунес. Литовское посольство помогло мне побывать в Кибартае. В год через этот пункт проходит около 2600 машин к нам, в Калининградскую область. Обработка каждой - 10-15 минут. Очередей практически нет. Напротив - российская погранза-става "Чернышевская". Но там - уже наши порядки и наши проблемы.
СТАВКИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ВВОЗИМЫЕ В РОССИЮ ИНОМАРКИ:
для а/м не старше 3-х лет:
Стоимость авто (руб.) До 325 тыс. До 650 тыс. До 1625 тыс. До 3250 тыс. До 6500 тыс. Более 6500 тыс.
Ставка платежа(евро/см3) не менее 2,5 не менее 3,5 не менее 5,5 не менее 7,5 не менее 15 не менее 20
для а/м от 3-х до 7-ми лет:
Объем двигателя (см3) До 1000 1000 - 1500 1500 - 1800 1800 - 2300 2300 - 3000 Более 3000
Ставка платежа (евро/см3) 0,85 1 1,5 1,75 2 2,25
для а/м старше 7-ми лет:
Объем двигателя (см3) до 2500 свыше 2500
Ставка платежа (евро/см3) 2 3