В Питере – петь!

Необычайные приключения итальянского дирижера Фабио Мастранджело в России

Сегодня в Петербурге начинается крупнейший в России фестиваль классической музыки под открытым небом «Опера – всем». О том, что ждет его зрителей, как возник этот и другие проекты одного из самых известных в нашей стране итальянских музыкантов, рассказывает он сам – дирижер Фабио Мастранджело.

– Фабио, на каком этапе вашего приключения в России вы сейчас находитесь?

– Последние три года, с тех пор, как меня назначили руководителем Санкт-Петербургского мюзик-холла, я наконец-то нашел место, где могу не просто работать, но реализовывать долгосрочные творческие планы. В стратегии развития театра на десять лет вперед, а это обстоятельный документ на 180 страниц, важнейшим пунктом было создание оркестра. Все понимают, что я классический музыкант и моя деятельность не совсем «мюзик-холльная». Но надо вспомнить, что театр был построен в 1899 году, назывался Народный дом императора Николая II, и среди тех, кто здесь постоянно работал, значился и Шаляпин.

– То, что вы перебрались в Россию с другого конца света, ваши родные одобрили?

– Отец не просто одобрил, он сказал: «Наконец-то ты добрался до России». У меня еще во времена СССР были намерения попасть сюда, но тогда, видимо, не подошло время. Когда впервые побывал в Петербурге – через несколько минут стало ясно, что хочу здесь жить. Ну скажите мне, где, в каком еще городе мира живут одновременно два таких великих дирижера, как Юрий Хатуевич Темирканов и Валерий Абисалович Гергиев?!..

– Город, в котором жили и творили Кваренги, Трезини, Растрелли, Росси, – точно итальянцу не чужой.

– Это, конечно, факт, что русская опера родилась, благодаря влиянию итальянских композиторов, которые жили в России. Катерино Кавос, например, был первым, кто написал оперу «Жизнь за царя». И не случайно четыре года назад наш первый большой музыкальный фестиваль под открытым небом «Опера – всем» мы с музыковедом Виктором Высоцким и продюсером Юлией Стрижак начали с «Жизни за царя» – конечно, в версии Глинки, а не Кавоса. Но название подчеркивало преемственность.

С тех пор что бы ни исполнялось на этом фестивале, открываем мы его обязательно русской оперой. Вот и сегодня, 12 июля, праздник, который продлится до середины августа, откроется оперой «Князь Игорь».

– Легко ли нашли понимание у руководства города?

– Когда мы впервые пришли согласовывать проект фестиваля в городском правительстве, у меня спрашивали: «А хотя бы человек 500 придет?» – Я отвечал, что рассчитываю на две тысячи. Но на первый же спектакль явилось 12 тысяч! В этом году, кроме традиционной Соборной площади Петропавловской крепости, спектакли пойдут в Гатчине, Царском Селе и на Елагином острове.

– Простите меня за скептицизм, но 12 июля синоптики обещают дождь.

– Это днем, а вечером уже будет хорошо! Конечно, когда мы задумывали фестиваль, то понимали, что нашим очень большим врагом может стать погода. Но оперные фестивали проходят и в Финляндии, и в Англии – не могу сказать, что там погода, как на Сицилии. В прошлом году мы не доиграли «Мазепу» – буквально последние 10 минут, такой хлынул ливень. Но в течение всех предыдущих лет ни один спектакль не отменился, все состоялись.

– Российские зрители знают вас прежде всего благодаря программе «Большая опера» на канале «Культура». Будет ли у нее продолжение?

– Надеюсь, что да, идут переговоры. Правда, трудно представить себе «Большую оперу» без Елены Образцовой. Она была шикарная женщина, шикарный музыкант, шикарная певица, шикарный человек. Ее уход – тяжелая потеря.

– За годы жизни в России вы стали замечать в себе что-нибудь русское?

– Да мне все говорят: ты совсем обрусел. Недавно я впервые был в Белграде, дебютировал с местным симфоническим оркестром. Когда даю концерты за границей, всегда заранее приглашаю представителей России и Италии. А в этот раз был так занят, что забыл послать приглашение и вспомнил об этом только в день концерта. Ну ладно, думаю,– жаль, но в следующий раз исправлю ошибку, меня ведь уже пригласил тамошний оперный театр на несколько постановок… Концерт прошел с успехом. Вдруг, когда я уже был в гримерке, стук в дверь, открываю – на пороге стоит очень красивая пара, мужчина говорит: «Здравствуйте, я посол Российской Федерации». – «Какое счастье, а как вы узнали?» – «Мы смотрим все передачи с вашим участием по каналу «Культура», да еще жена из Новосибирска, вы там много работаете, как же мы могли пропустить!» Это правда, я в Новосибирске работаю уже девять лет. После этого подумал: раз посол РФ даже без приглашения пришел, а посол Италии – нет, значит, я русский!

– А какие места в Петербурге любите больше всего?

– Очень люблю Михайловский сад. Не часто удаётся, конечно, погулять там. На Елагином острове тоже очень красиво. Каждый раз, бывая там, думаю: ой, какое счастье, что у нас есть такой парк. Возле нашего театра тоже парк. И, кстати, есть большие планы, как его развивать, чтобы музыке в северной столице жилось еще просторнее.

P.S. Полный вариант интервью читайте в номере «Труда» 15 июля.